Искоренение крайностей между бедностью и богатством

Один из наиболее важных принципов Учения Бахауллы - право каждого человеческого существа на хлеб насущный, жизненно необходимый, равное распределение средств к существованию.

Регулирование условий жизни должно привести к полному исчезновению бедности: необходимо, чтобы каждый, насколько это возможно, имел удобства и благосостояние согласно своему рангу и положению.

С одной стороны, мы видим вокруг нас людей, отягощенных богатством, с другой стороны, существуют несчастные, голодающие из-за отсутствия средств к существованию; у одних - роскошные дворцы, другие не знают, где преклонить голову. Одни лакомятся дорогими и изысканными блюдами, другие - с трудом находят корку хлеба, чтобы прокормиться. Одни одеваются в бархат, меха и тончайший лен, другие носят ветхую, низкопробную одежду, не защищающую от холода.

Такое положение неправильно, его необходимо изменить, но лекарство следует подбирать с большой осторожностью. Речь не идет об установлении среди людей полнейшего равенства. Равенство - химера! Достигнуть его невозможно! А если бы даже его удалось создать, оно не долго бы продлилось. Если бы равенство все-таки удалось создать, оно уничтожило бы весь порядок в мире. В человеческих отношениях всегда должен царить закон порядка. Так распорядилось Небо, создавая людей. Есть необыкновенно способные люди, есть люди средних способностей, третьи вообще бездарны. Среди этих трех категорий людей есть порядок, но нет равенства. И как вообще можно уравнять мудрость и глупость? Человечеству, подобно большой армии, нужны генерал, офицеры, младшие офицеры разных рангов и солдаты; каждый имеет свой, определенный круг обязанностей. Для обеспечения правильной организации иерархия совершенно необходима. Армия не может состоять только из генералов и офицеров или только из солдат, без руководящего состава. Это наверняка, привело бы к беспорядку и разложению всей армии.

Ликург, царь и философ, составил великий план с целью уравнять подданных Спарты. Нельзя не отметить мудрости Ликурга и его готовности к самопожертвованию. Он собрал своих подчиненных и заставил их торжественно поклясться в том, что они сохранят порядок правления страной, если он покинет ее, ничего не меняя до его возвращения. Будучи уверенным в клятве, он покинул Спарту навсегда. Ликург пожертвовал своим положением, отказался от высокого звания, надеясь путем уравнивания имущества и условий жизни народа, обеспечить вечное благополучие в стране. Но его самопожертвование было напрасным. Великий опыт не удался: через некоторое время все было уничтожено, и тщательно продуманные законы Ликурга отменены.

Бесполезность подобной попытки очевидна, и на примере древней Спарты мы видим невозможность установления одинаковых условий существования. В наши дни все подобные опыты также обречены на провал.

Все же, поскольку одни чрезвычайно богаты, а другие влачат нищенское существование, необходима организация, контролирующая существующее положение вещей и стремящаяся к его улучшению. Ограничение богатства столь же важно, как и ограничение бедности. Несправедливы обе крайности, поэтому наиболее желательно умеренное благосостояние. Если справедливо капиталисту владеть большим состоянием, его служащим, по справедливости, тоже следует иметь достаточно средств к существованию.

Не должно существовать дельцов с огромными богатствами рядом со страдающими от ужасной нужды бедняками. Если мы видим, что нужда доводит людей до голода, это явный признак скрытого где-то рядом угнетения. Люди должны поторопиться и не теряя времени изменить положение, ввергающее в нищету огромное число людей. Необходимо, чтобы сердца богатых смягчились и наполнились сочувствием и пониманием; чтобы они позаботились о несчастных, лишенных жизненно необходимых вещей и поделились с ними избытком своих богатств.

Должны быть введены специальные законы, касающиеся противоречий между изобилием и нуждой. Членам правительства, при составлении планов управления народом, следует задумываться над Законами Бога. Общечеловеческие права должны соблюдаться и поддерживаться.

Правительства всех стран должны руководствоваться Божественным Законом, наделяющим всех равными правами. Это единственный способ, позволяющий преодолеть прискорбные излишества, даваемые богатствами, а также жалкую нищету, унижающую и приводящую в отчаяние. Пока это не осуществлено, Божий Завет не будет исполнен.

Вера Бахаи - www.bahai.uz
© 2013 Местное Духовное Собрание бахаи г. Ташкента