Зарождение Веры Бахаи

Вера Бахаи, провозгласившая общечеловеческие ценности и цели, возникла в середине XIX века – в 1844-м году на земле Ирана. Основоположник Веры Бахаи – Бахаулла (1817–1892) был сыном знатного богатого иранца. Однако большая часть его жизни прошла в заключениях и ссылках. На своем опыте он познал пытку и темницу, клевету и ложь, нищету и голод, обман и предательство. История жизненного пути Бахауллы и веры, носящей его имя (Бахаи означает «последователь Баха»), чрезвычайно драматична и до современных времен была мало кому известна. В первой половине XIX в. многие христиане жили надеждой на второе пришествие Христа. Это ожидание основывалось на некоторых текстах Нового Завета и нашло живейшее отражение в учении миллеритов* в Америке.

Эти чаянья волновали и Европу: группа немецких тамплиеров-храмовников покинула родину и поселилась у подножия горы Кармель (Кармал) в ожидании своего Господа. Однако мало кто на Западе знал, что волна ожиданий захлестнула в то же время и мир Ислама. В этот период лишь немногие из представителей Запада были готовы воспринять чужую веру хоть с какой-то долей сочувствия. Тем не менее, очевидно, что определенная часть мусульманских богословов и их учеников находили в пророчествах Ислама указания на преходящую суть законов Корана и предвозвещение Новой Духовной Эры. Эти богословы считали, что грядет Господь сего времени. В 1844 г. молодой купец из города Шираза по имени Сейид Али Мухаммад неожиданно для всех стал проповедовать в Иране новую Веру. Oн принял титул «Баб», что буквально означает «Врата». Баб учил о приближении новой духовной эры. Страстно порицая интеллектуальное ханжество отдельных религиозных служителей, он призывал к очищению нравов, возвещая о том, что не пройдет и девятнадцати лет, как «Тот, Кого явит Бог», начнет проповедовать и даст людям основополагающие законы и заповеди нового века. Казалось, могучий порыв свежего ветра ворвался в давно заброшенный дом и развеял застоялый воздух. В стране вспыхнул интерес к Бабу, тысячи людей приняли Его Веру, что вызвало недовольство у религиозных деятелей Ирана. Баб был схвачен и брошен в темницу в далекой горной деревне, а его последователи подверглись унижениям.

Избиение бабидов можно уподобить расправам Древнего Рима. Ненависть гонителей достигла своей кульминации 9 июля 1850 г., когда Баб был публично казнен на площади в военном гарнизоне города Тебриза. В Иране попытались навсегда покончить с новой Верой. По всей стране множились кровавые погромы, и те, кто уцелел, хранили свою веру в тайне. Растерянность религиозных деятелей Ирана усугублялась в те годы еще и тем, что многие видные деятели из их среды, а также выдающиеся представители других сословий признали учение Баба. В их числе следует назвать Мирзу Хусейна Али - юношу из знатной богатой семьи. Вопреки семейным и сословным предубеждениям, Мирза Хусейн Али, известный в истории как Бахаулла (Слава Бога), открыто присоединился к Бабу. В период охвативших всю страну преследований, направленных на уничтожение этой Веры, Бахаулла уцелел благодаря своему высокому положению. Но в 1852 г., когда двое безумных юношей-баби совершили покушение на шаха, Бахауллу бросили на четыре месяца в Сиях-Чаль - зловещую подземную тюрьму Тегерана. В ходе судебного разбирательства невиновность Бахауллы стала очевидной.

Данный эпизод имеет величайшую историческую значимость, ибо, находясь в заключении, Бахаулла осознал, что Он и есть Тот Обетованный, которого предрекал Баб. Освободив Бахауллу из тюрьмы, иранское правительство поспешило сослать Его в Багдад, стремясь выдворить из страны последнего настоящего лидера-приверженца ненавистной новой Веры. Почти десять лет Бахаулла провел изгнанником в Ираке. За это время он преобразил сознание и нравы сторонников Баба. Его собственная слава так возросла, что ученые и именитые мужи все чаще стали посещать его в изгнании.

К периоду первого изгнания Бахауллы относятся две самые известные его книги. Первая – это краткая книга проницательных размышлений под названием «Сокровенные слова». В чеканных фразах, каждая из которых предваряется обращением, Бахаулла восстанавливает подлинные духовные истины, исповедуемые основателями всех мировых религий.Непосредственные слова не были искажены богословскими ухищрениями. Это – голос Бога, обращенный прямо к сердцу человека. Из Багдада власти выслали Бахауллу в надежде, что расстояние ослабит притягательность его идей – способ, часто применяемый и всегда дающий прямо противоположные результаты. Решение о ссылке относится к 1863 г. И в те дни, когда готовили караван к долгому путешествию, Бахаулла возвестил своих приверженцев о том, что Он есть Тот, Чье пришествие предсказал Баб.

Бахаулла после четырех месяцев содержания в Константинополе был переведен в Адрианополь. Там Он и объявил во всеуслышание о Своей миссии, обращаясь сразу к светским и духовным правителям земли. Он написал первые из серии посланий, известных под общим названием «Скрижали царям» Он обращался к турецкому султану, персидскому шаху и Наполеону III, императору Франции. В посланиях, в частности, содержался призыв к правителям «быть справедливыми и бдительными, уладить разногласия и сократить свои вооружения». Бахаулла направил подобные послания королеве Виктории, русскому императору Александру II, папе Пию IХ, германскому кайзеру Вильгельму и императору Австро-Венгрии Францу Иосифу. В своей книге законов «Китаб-и-Акдас» (Священнейшая Книга) Бахаулла посвятил отрывок «правителям Америки и президентам ее республик», призывая их «украсить храм владычества узорами справедливости» и моля «скрепить руками справедливости то, что разрушено». Когда последовало решение о четвертой и последней ссылке (1868) Бахауллы, он был отправлен в город-цитадель Акку на берегу залива Хайфа Святой земли, где и пребывал до своей кончины в 1892 г. Здесь Он раскрыл основную часть Своего учения и, несмотря на строгие меры властей, Его влияние постоянно росло. Мы обнаруживаем в учении Бахауллы, что Он «отменяет институт духовенства, упраздняет рабство, аскетизм, нищенство, монашество, духовные взыскания, проповеди с кафедр и целование рук, устанавливает единобрачие, осуждает жестокость по отношению к животным, лень и нерадение, злословие и клевету; порицает разводы; запрещает азартные игры, опиумокурение, употребление вина и других опьяняющих напитков, подчеркивает значение брака и называет его важнейшие условия; обязывает заниматься торговлей, ремеслом или иным делом, возвышая подобные занятия до уровня богослужения; настаивает на обязательном обучении детей».

Важнейший принцип учения Бахауллы – это «единство и целостность рода людского». Это отправная точка всего, чему Он учил. Цель религии Бахаи состоит в объединении мира единой верой и общим социальным порядком. Вероятно, мы вправе утверждать, что второй поразительный вклад Бахауллы в дело объединения человечества заключается в заданной им системе принципов общественного устройства, новом Мировом Административном порядке, который приведет к установлению справедливости. Для Бахауллы непререкаемым смыслом всей жизни была работа во имя единения человечества. Назначение религии − в создании прочных и непостижимых уз единства. Бахаулла объяснил историческое развитие религии как эволюцию одной и той же веры, в каждый век удовлетворяющей потребности этого века.

Авраам, Моисей, Будда, Зороастр, Кришна, Иисус, Мухаммад, Баб и Бахаулла были последовательными Богоявлениями, чрез коих Господь постепенно открывал религиозную истину. Последователи различных Богоявлений в силу возможного невежества могут спорить между собой, но непредубежденный человек находит в учениях всех этих верховных Учителей почву для согласия и развития. Освобожденные от наносных слоев религиозной схоластики и традиций различные мировые религии предстают в единстве и взаимосвязи. В ходе исторического развития каждая из них ведет к последующей, и все вместе они составляют звенья одной цепи. Каждый из Явителей Бога восхвалял Пророка, жившего и учившего прежде Него, и предрекал в грядущем приход нового Учителя, который будет «Духом Истины», как заповедовал Иисус.

По словам Бахауллы, в Его речах отражалась та же божественная власть, что и в словах Моисея, Иисуса и Мухаммада. Он учил: «Настало время единой человеческой общности, сознательного объединения рода людского». Ради достижения этой цели Он призвал отрешиться от расовых, политических и экономических предрассудков, предложив ввести единый международный язык - посредник, провозгласил равные возможности и права для мужчин и женщин, принцип всеобщего образования и самостоятельного поиска истины, всемирный кодекс прав и обязанностей человека, а также создание федерального правительства в масштабах всей нашей планеты. Он учил, что в каждой общине должен быть учрежден свой Дом Справедливости, чтобы в конечном итоге образовался Всемирный Дом Справедливости.

Бахаулла предпринял все усилия, чтобы не допустить разделения Своей Веры на секты. Свое учение Он изложил в письменной форме, чем был нанесен удар по устной традиции. Он упразднил авторитет духовенства, запретил создание святынь и назначил старшего сына − Абдул-Баха Средоточием Своего Завета, залогом единства, к которому все должны были обращаться за толкованием положений Веры.

Абдул-Баха родился в 1844 г. Разделив все тяготы изгнаний со своим отцом, он был узником до 1908 г., когда младотурецкая революция освободила всех заключенных, томящихся за веру. В 1910 г. Абдул-Баха стал путешествовать с целью распространения Веры вплоть до 1913 г. Он побывал в Египте, Европе, США и Канаде. Везде его встречали с глубоким почтением. Его общества искали видные ученые и другие известные люди: будь то в церкви, синагоге и зале колледжа - везде он открыто проповедовал Веру своего отца. В результате этого немногочисленная группа Бахаи Запада многократно возросла. После смерти Абдул-Баха в 1921 г. наступил новый период развития Веры. По Завещанию Абдул-Баха Хранителем Веры был назначен его старший внук − Шоги Эффенди Раббани. Этот документ не только устанавливал право Шоги Эффенди толковать учение, он также содержал призыв к верующим подняться и распространять Веру, утверждая во всем мире ее принципы.

К 1957 г., когда Шоги Эффенди умер в Лондоне, Вера Бахаи обрела достаточно широкую опору в лице национальных и местных Духовных Собраний, что сделало возможным избрание первого Всемирного Дома Справедливости – международного руководящего органа, создание которого предрекал Бахаулла и изложил в своих Писаниях.

В 1963 г., следуя предписанным указаниям Бахауллы, Абдул-Баха и Шоги Эффенди, во Всемирном Центре Веры в Хайфе был проведен первый Международный съезд Бахаи. Избираемый каждые пять лет Верховный орган Веры − Всемирный Дом Справедливости управляет развитием и деятельностью всемирного сообщества Бахаи, обладая полномочиями решать вопросы, не оговоренные в предписаниях Бахауллы и возникающие в условиях вечно развивающейся цивилизации. Так поддерживаются единство общины Бахаи и ее гибкость.


* От У.Миллера (1782-1849), американского баптиста, предсказывавшего пришествие Христа в 1813-1844 гг. и возглавившего первое из течений адвентизма в Новом Свете.

Вера Бахаи - www.bahai.uz
© 2013 Местное Духовное Собрание бахаи г. Ташкента