Слияние Востока и Запада в керамике, вдохновленной бахаи

pioneering pottery unity east west 00

Традиция гончарного дела, основанная в Англии сто лет назад и вдохновленная ​​принципом бахаи о единстве человечества, стремилась объединить Восток и Запад.

ЛОНДОН. Сто лет назад два гончара – один англичанин, другой – японец, – положили начало творческому предприятию с целью объединения искусства и традиций Востока и Запада.

 Бернард Лич родился в 1887 году в Гонконге, а рос в Японии и Сингапуре. С ранних лет он отстаивал необходимость взаимодействия и слияния Востока и Запада. Его идеализм и страстная забота о человечестве, нашедшие выражение в его ремесле, позже окрепли и расширились, когда он принял Веру Бахаи.

С момента своего основания в 1920 году «Керамика Лича» (Leach Pottery), основанная Личем и его другом Сёдзи Хамада в Сент-Айвсе, Англия, стала одной из самых знаменитых и влиятельных ремесленных мастерских в мире. Столетний юбилей мастерской в настоящее время отмечается рядом специальных выставок, в том числе в Центре изучения ремесел, базирующемся при Университете творческих искусств в Фарнхеме, и в исторической галерее Уайтчепел. Сама «Leach Pottery» также отмечает юбилей программой творческих инициатив.

«Для Лича горшок – это своего рода хранилище в широком смысле, не только для вещей материальных, но и для идей, мыслей и качеств», - говорит профессор Саймон Олдинг, директор Центра изучения ремесел. «Он глубоко верил в идею совместной работы рук, сердца и разума, и он мог сочетать их со своим собственным пониманием духовной и гуманистической жизни».

pioneering pottery unity east west 01

Бернард Лич обучает японских студентов в печах Марусан, Фудзима. Из архива Бернарда Лича в Центре изучения ремесел Университета творческих искусств, BHL / 12667.

Синтез Востока и Запада

Молодой Лич изучал рисунок и гравюру в Лондоне, а в 1908 году вернулся в Японию с намерением преподавать гравюру. Некоторые из его первых работ, демонстрирующие высокий уровень мастерства в рисовании линий, выставлены в Фарнхэме, многие экземпляры принадлежат коллекции покойного Алана Белла, бахаи, работавшего на Лича в 1970-х годах. Архив Белла, недавно приобретённый Центром изучения ремесел, включает в себя множество образцов, которые ранее никогда не выставлялись на всеобщее обозрение.

«Начало выставки показывает связь между его самыми ранними и неизвестными публике студенческими рисунками с его ранними японскими гравюрами», - говорит профессор Олдинг. «Это первый случай, когда Лич физически определяет себя через этот японский период, как в своих автопортретах, так и в изображениях ландшафта. Япония глубоко укоренилась в его сознании и практике».

pioneering pottery unity east west 04

Один из самых первых горшков Раку, который Лич сделал с помощью неизвестного мастера, Токио, 1911 г. © Центр изучения ремесел, Университет творческих искусств, Р.75.67.

В Японии Лич был очарован керамическими традициями страны и посвятил себя изучению этого ремесла, развивая подход, сочетающий восточные и древнеанглийские методы. Затем, в 1920 году, он и Хамада основали гончарную мастерскую в Сент-Айвсе на спонсорские средства. Но отсутствие в Корнуолле древесины, необходимой для обогрева печей, и плохое снабжение местной глиной и натуральными материалами для глазури сделали её менее чем многообещающей площадкой для начинаний. Претерпевая множество испытаний и почти что провалов, Лич и Хамада были убеждены, что они открывают новую эру для художника-мастера-гончара, возвращая понятие истины материалам и красоту простого дизайна и нежных цветов. Их вера в синтез Востока и Запада была основой их подхода.

«Лич перенял иконографию из восточноазиатской керамики в своих собственных работах», - говорит профессор Олдинг. «Вы можете видеть как формальное, так и неформальное взаимодействие между Великобританией и Японией». Простые декоративные мотивы, которые Лич усовершенствовал для своих горшков, включали листья, птиц и рыб.

pioneering pottery unity east west 04

Ваза Бернарда Лича под названием «Соломон среди лилий» на выставке «Kai Althoff Goes with Bernard Leach» в Художественной галерее Уайтчепел в Лондоне. Изображение любезно предоставлено музеями Лестера © Bernard Leach Estate.

Вера и практика

Личные убеждения гончара укрепились с его открытием Веры Бахаи, представленной ему его другом, американским художником Марком Тоби, и которую Лич официально принял в 1940 году. Одним из принципов Учения Бахауллы, который особенно нашёл отклик в его душе, был «…признавать истинную ценность художников и мастеров, ибо они продвигают дела человечества». (Из Скрижали Бахауллы к индивидуальному верующему)

Лич всегда считал, что люди, использующие красивые изделия ручной работы, могут внести значительный вклад в благосостояние общества. Но со временем он пришел к пониманию, что достижение более высоких уровней единства – единственное решение более серьезных проблем, стоящих перед человечеством. «Я верю, что Бахаулла был Богоявлением, и что Его работа заключалась в том, чтобы заложить духовные основы, на которых установится человеческое общество», - писал он. Его духовное восприятие еще более обострилось, когда в 1954 году он совершил паломничество на Святую Землю. Опыт молитвы в Святых Усыпальницах бахаи укрепил в нем чувство, что он должен активизировать свои усилия, чтобы способствовать большему единству между Востоком и Западом.

«Искусство, поскольку в нём мы также стремимся к совершенству, едино с религией, и этот факт хорошо известен на Востоке», - писал Лич на закатесвоей долгой жизни. «Противоречия начинаются там, где мы отделяем интеллект от интуиции, разум от сердца и человека – от Бога».

pioneering pottery unity east west 01

Бернард Лич с сыном Дэвидом и учениками в Старой гончарной мастерской в Сент-Айвсе, Англия. Из архива Бернарда Лича в Центре изучения ремесел Университета творческих искусств, BHL / 8999A.

Важность образования занимала центральное место в практике гончарной мастерской Лича. Студенты и ученики принимались как из окрестностей, так и из-за границы, создавая уникальную интернациональную среду. Строгая дисциплина в мастерской рассматривалась как важнейшая основа для будущего успеха студентов на поприще гончарного искусства, ученикам поручалось создавать один за другим более 100 стандартных дизайнов, от подставок под яйцо до вместительных горшков.

«Лич, - отмечает профессор Олдинг, - по сути, не отходил от своих горшков точно так же, как и от принципов. Впоследствии его ученики основали свои собственные гончарные мастерские, используя те же средства выражения, рассматривая небольшую керамическую мастерскую как инструмент, с помощью которого можно вести тяжелую, но полноценную творческую и эмоциональную жизнь».

pioneering pottery unity east west 15

Юный посетитель осматривает кувшин Бернарда Лича во время инсталляции, «Kai Althoff Goes with Bernard Leach» в галерее Уайтчепел, Лондон, 7 октября 2020 г. - 10 января 2021 г. Фото: Полли Элтес

Непреходящее наследие

Установленная Личем традиция доминировала в западной керамике на протяжении большей части двадцатого века, привлекая бесчисленное количество поклонников по всему миру. В галерее Уайтчепел современный немецкий художник Кай Альтхофф выбрал 45 произведений Лича из крупных коллекций и разработал для них специальные витрины.

«Альтхоффа привлекают работы Бернарда Лича и его подход к созданию предметов», - говорит куратор Эмили Батлер. «Он очень заинтересован в этом синтезе красоты и удобства, в том, как искусство и предметы могут быть использованы и могут быть полезны. В названии выставки имя  Альтхоффа стоит рядом с именем Лича, он говорит, что хотел бы, чтобы его философия работы была такой же, как у Бернарда Лича».

pioneering pottery unity east west 00

Бернард Лич и Сёдзи Хамада восхищаются английским средневековым кувшином, 1966 год. Из архива Бернарда Лича в Центре изучения ремесел Университета творческих искусств, BHL / 12872.

Хамада умер в 1978 году, а Лич –  годом позже, в возрасте 92 лет, но посетители по-прежнему едут со всего мира в Сент-Айвс, чтобы увидеть то место, где эти два гончара основали стиль искусства, слепивший прочную дружбу и межкультурное взаимопонимание. Чтобы отметить свое столетие, «Leach Pottery» запланировали годичную программу мероприятий, большую часть которых они были вынуждены отложить или изменить из-за пандемии.

«Leach Pottery всегда демонстрировала устойчивость в постоянно меняющихся условиях», - говорит ее нынешний директор Либби Бакли, - «Она выдержала и выдержит испытание временем, постоянно вводя новшества и отвечая на вызовы. И, руководствуясь решительным духом наших основателей, мы продолжаем работать не покладая усилий».

«Мы уверены, что люди и дальше будут праздновать вместе с нами, извлекая уроки, почитая и продолжая наследие Бернарда Лича и Сёдзи Хамады свежими и захватывающими современными способами как в течение этого критического для нас года, так и в будущем».

Источник - news.bahai.org

Перевод - newsbahai.ru

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter