Литература

Выдержки из Писаний Шоги Эффенди и писем, написанных от Его имени

24.     "Давайте будем также помнить о том, что главное для тех, кто вершит Дело Божие, не в установлении жесткого диктата, но в смиренном товарищеском сотрудничестве, не в произволе власти, но в духе открытого и дружелюбного совета. Лишь следуя духу истинного Бахаи, можно уповать на примирение принципов милосердия и справедливости, свободы и подчинения, святости прав личности и смирения, принципов бдительности, осторожности и благоразумия, с одной стороны, и принципов товарищества, искренности и смелости - с другой". (Из письма Друзьям в Америке от 23 февраля 1924 года; в кн.: Структура управления Бахаи, с. 63)

25.     "Обязанности тех, кого друзья свободно и сознательно выбрали своими представителями, так же существенны и обязательны, как и обязательства тех, кто их выбрал. Их дело не диктовать, а советоваться, причем советоваться не только между собой, но и по мере возможности с друзьями, которых они представляют. Они должны считать себя не иначе, как орудиями, выбранными для того, чтобы еще более действенно и достойно вершить Дело Божие. Ничто не должно привести их к мысли о том, что они - главное украшение среди тех, кто посвятил себя этому Делу, и на самом деле превосходят остальных по способностям и заслугам и являются единственными, кто воплощает в жизнь учение и принципы Дела. Им следует подойти к своей задаче с величайшей смиренностью и тщанием, чтобы своей открытостью, высоким чувством справедливости и долга, своей искренностью, скромностью, полной самоотдачей во имя интересов друзей, Дела и всего человечества, заслужить не только доверие, искреннюю поддержку, но также почет и истинную любовь тех, кому они служат. Они должны всегда избегать проявлений замкнутости, атмосферы секретности, должны избавляться от претензий на главенствующее положение и исключить из своих помыслов проявления предвзятости и страстей. Им следует, по здравому усмотрению, облекать друзей доверием, посвящать их в свои планы, делиться своими проблемами и заботами, испрашивать их мнения и совета. И когда от них потребуется принять определенное решение, им следует после беспристрастного, целеустремленного и дружеского обмена мнениями обратиться с молитвой к Господу и со всем усердием, убежденностью и мужеством проголосовать и твердо подчиниться голосу большинства, который, как говорит нам Учитель, и есть глас истины, и который не следует оспаривать, но всегда искренне следовать ему. На этот глас друзья должны всей душой откликнуться, считая его единственным средством, способным обеспечить защиту и успех Дела". (Из письма Друзьям в Америке от 23 февраля 1924 года; в кн.: Структура управления у Бахаи, с. 64)

26.     "Нередко, и даже довольно часто случается так, что друзья, занимающие самое скромное положение, наименее образованные и самые неопытные могут, вдохновляемые лишь силой беззаветной и пылкой преданности, внести определенный и памятный вклад в самую сложную дискуссию на любом заседании Собрания". (Из письма Национальному Духовному Собранию Соединенных Штатов и Канады от 29 января 1925 года; в кн.: Структура управления у Бахаи, с. 79)

27.     "Воистину, заветное желание Учителя нашего, Абдул-Баха, всегда состояло в том, чтобы друзья как на местных, так и на национальных советах своей искренностью, открытостью намерений, целеустремленностью и обстоятельностью обсуждений добивались единодушия во всем".
(Из письма Национальному Духовному Собранию  Соединенных Штатов и Канады от 29 января 1925 года; в кн.: Структура управления у Бахаи, с. 80)

28.     "Относительно присутствия отдельных личностей на заседаниях Собраний по их приглашению. К таким случаям можно, по мнению Шоги Эффенди, отнести консультацию эксперта, что абсолютно необходимо для должного уровня управления. Члены Собрания не могут и не обязаны знать все по каждому вопросу, поэтому они могут приглашать на свои заседания людей сведущих, чтобы те изложили свое мнение в ходе обсуждения. Однако такой человек, конечно же, не обладает правом голоса". (Из письма, написанного от имени Шоги Эффенди Национальному Собранию Британского острова, от 23 октября 1926 года )

29.     "Учитель нередко наставляет нас, что в подобных обстоятельствах нам следует обращаться к друзьям, в особенности к Собраниям, и просить их совета. Было бы замечательно, если бы вы прислушались к этому и доверились кому-нибудь из друзей. Совет, наверное, лучшее средство, через которое постигается воля Божия". (Из письма, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих, от 12 ноября 1930 года )

30.     "Если должным образом посоветоваться, путь несомненно будет найден. Для того, чтобы начать советоваться, нет необходимости ждать, пока будет учреждено Собрание. Точка зрения двух убежденных душ всегда лучше точки зрения одной". (Из письма, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих, от 16 июня 1932 года)

31.     "Принцип совещательности, который является одним из основных законов Структуры управления, следует применять ко всем видам деятельности Бахаи, затрагивающим коллективные интересы Веры, ибо именно посредством сотрудничества и постоянного обмена идеями и мнениями можно наилучшим образом защитить и обеспечить интересы Дела. Личной инициативы, способностей и находчивости, - хотя без них и не обойтись, - ни в коей мере не достаточно для выполнения задачи такого грандиозного размаха, если за ними не стоит, обогащая их, коллективный опыт и мудрость группы людей". (Из письма от 30 августа 1933 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих)

32. "Открытый и свободный совет является основой этого ни с чем не сравнимого миропорядка". (Из постскриптума Шоги Эффенди к письму от 18 ноября 1933 года в адрес Национального Духовного Собрания Соединенных Штатов и Канады)

33.     "Верующие должны доверять указаниям и распоряжениям своего собрания, даже если они не вполне убеждены в их справедливости и правоте. Если собрание большинством голосов своих членов принимает какое-либо решение, друзьям следует с готовностью выполнять его. И в первую очередь именно тем членам, которые не были согласны с решением и расходились во мнении с большинством членов собрания, следует подать общине добрый пример, пожертвовав своим личным мнением, чтобы повиноваться принципу большинства голосов, лежащему в основе деятельности всех собраний Бахаи.
33.1    Однако до принятия решения большинством голосов не только правом, но и святой обязанностью каждого члена собрания является свободное и открытое выражение своих взглядов без боязни вызвать чье-либо неудовольствие или отчужденность. Имея в виду именно этот важный принцип управления при помощи откровенного и открытого совещания, Хранитель Веры порекомендовал бы вам не прибегать к иному и не просить других членов собрания высказать ваше мнение и ваши предложения. Такой обходной способ выражения своих взглядов перед Собранием не только создает атмосферу скрытности, которая в высшей степени чужда духу Дела, но и может привести к многим недоразумениям и осложнениям. Члены собрания должны обладать мужеством не только отстаивать свои убеждения, но и выражать искреннее и безоговорочное повиновение обоснованным суждениям и указаниям большинства остальных членов". (Из письма от 28 октября 1935 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих)

34. "Как указывал Абдул-Баха, при столкновении личных мнений зачастую возгорается искра истины и открывается божественное назидание. Поэтому друзей не должны смущать расхождения, могущие возобладать среди участников собрания, ибо, как показывает практика и как свидетельствуют слова Учителя, они играют важную роль в дискуссии. Но как только установлено мнение большинства, всем членам Собрания следует без промедлений и оговорок подчиниться ему и честно проводить его в жизнь. Терпеливость и сдержанность должны быть, тем не менее, отличительной чертой любых обсуждений и всех выступлений выборных представителей местной общины, которым ни при каких условиях не позволено вступать в бесплодные препирательства из-за пустяков". (Из письма от 18 апреля 1939 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих)

35.     "И последнее, о чем вы спрашиваете: можно ли в тех случаях, когда рядом нет людей, с которыми можно посоветоваться, а человек сомневается, как ему поступить в важном деле, прибегнуть к практике "истихари" * на "Китаб-и-Акдас". Хранитель Веры считает, что в таких случаях следует человеку обратиться всем сердцем к Господу и просить помощи от Источника милости и вдохновения, и более ничего не нужно. Предпочтительнее и гораздо правильнее было бы отложить решение - если это возможно - до тех пор, когда можно будет посоветоваться". (Из письма от 23 апреля 1941 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих; перевод с персидского).
   *Имеется в виду гадание, подобное гаданию по Библии, когда Священную Книгу открывают наугад и ключ к решению проблемы     выискивается в тексте на этой странице.
36.     "При возникновении противоречий отставка или отзыв кого-либо из членов собрания не может служить восстановлению согласия. Собрание должно найти способ продолжать свою деятельность в полном составе, несмотря на имеющиеся препятствия; в противном случае допущенные исключения из правила подорвут доверие ко всей системе в целом.

36.1    Ставя любовь к Делу превыше всего и защищая в первую очередь его интересы, верующие должны быть готовы к неизбежным трудностям, какой бы характер они не носили. Лишь проявляя настойчивость и идя на самопожертвование, можем мы, с одной стороны, уповать на сохранение в неприкосновенности наших богоданных институтов Веры и, с другой стороны, сделать себя еще более благородными и совершенными проводниками этой славной Веры". (Из письма от 20 ноября 1941 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих)

37.     "Вопросы о том, чем должен руководствоваться каждый, поднимаемые вами в письме, имеют, можно сказать, два аспекта. Благо, когда люди каждый день своей жизни обращаются к Богу и ищут Его помощи в разрешении их проблем и наставлении их в делах и поступках, если есть у них на то желание. Однако то, что они считают наставлением для себя, ни в коем случае нельзя навязывать другим, тем более на встречах Собраний или Комитетов, так как в законе о совещательности Бахауллы все изложено ясно и нигде не указывается, что он заменен чем-либо еще". (Из письма от 25 января 1943 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих)

38.     "Хранитель Веры советует вам обратиться к другим врачам и поступить в соответствии с мнением большинства" *. (Из письма от 14 февраля 1945 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих; перевод с персидского)

39.     "Вы отмечаете, что в совещательных органах может иногда случиться и так, что мнение по данному вопросу одного из членов является более обоснованным и правильным, чем мнения других, однако члены собрания не готовы к тому, чтобы принять эту точку зрения. Хранитель Веры считает, что здесь налицо настоятельная необходимость откровенно и с чистыми побуждениями посоветоваться, перед тем как принять решение. А когда оно принято, долг каждого - принять точку зрения большинства и проводить это решение в жизнь, даже если оно неверно". (Из письма от 12 января 1946 года, написанного от имени)

40. "У всех нас есть право на собственное мнение, мы мыслим по-разному, и это неизбежно; однако Бахаи должен принять то, что решено большинством собрания, понимая при этом, что более всего важны благорасположение и согласие, даже если допущена ошибка, и что если мы будем служить Делу должным образом в духе Бахаи, Господь в конечном счете восстановит справедливость". (Из письма от 19 октября 1945 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих; перевод с персидского)

39.     "Вы отмечаете, что в совещательных органах может иногда случиться так, что мнение по данному вопросу одного из членов является более обоснованным и правильным, чем мнения других, однако члены собрания не готовы к тому, чтобы принять эту точку зрения. Хранитель Веры считает, что здесь налицо настоятельная необходимость откровенно и с чистыми побуждениями посоветоваться, перед тем как принять решение. А когда оно принято, долг каждого - принять точку зрения большинства и проводить это решение в жизнь, даже если оно неверно". (Из письма от 12 января 1946 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих; перевод с персидского)

40.     "У всех нас есть право на собственное мнение, мы мыслим по-разному, и это неизбежно; однако Бахаи должен принять то, что решено большинством собрания, понимая при этом, что более всего важны благорасположение и согласие, даже если допущена ошибка, и что если мы будем служить Делу должным образом в духе Бахаи, Господь в конечном счете восстановит справедливость". (Из письма от 19 октября 1947 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих)

41.     "От Бахаи не требуется голосовать на собрании против совести. Лучше, если для достижения единогласия они уступят мнению большинства. Но никто не принуждает их к этому. Однако, что непреложно для них, так это подчиниться решению большинства, как только оно вошло в силу. Им не следует подрывать единство собрания, выражая свое несогласие с большинством. Другими словами, на первом месте у них должно быть Дело, а не их собственные мнения. Он (член духовного Собрания) может обратиться к собранию с просьбой вернуться к рассмотрению данного вопроса, однако он не вправе настаивать и нарушать согласие, если они своего мнения не изменят. Предпочтительно, чтобы голосования проходили единогласно, но это, конечно же, не должно насаждаться искусственными методами, как это обычно происходит в других видах общественных организаций". (Из письма от 19 октября 1947 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих)

42.     "Бахаи должны научиться забывать о личном и превозмогать желание - столь естественное в людях - становиться на чью-либо сторону, чтобы защищать ее. Им следует научиться также на деле применять великий принцип совещательности". (Из письма от 30 июня 1949 года, написанного от имени Шоги Эффенди Национальному Духовному собранию Германии и Австрии)

43.     "В служении Делу не должно быть разногласий при голосовании. Когда вопрос решен большинством голосов на собрании, меньшинству, как наставляет нас Учитель, следует согласиться с этим. Настаивать на занесении в протокол того, что кто-то не согласен, бесполезно и не дает конструктивных результатов". (Из письма от 19 марта 1950 года, написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих)

44.     "Хранитель Веры с сожалением отмечает, что в свете утверждения Учителя о том, что обсуждения на собраниях должны проходить конфиденциально и оставаться в тайне, присутствие на заседании Национального Духовного Собрания человека, не входящего в его состав, не представляется возможным ... На заседаниях Национальных Собраний зачастую рассматриваются вопросы весьма личного характера, затрагивающие честь и благополучие людей, и опасность того, что этим доверием могут злоупотребить, достаточно велика, когда выбрано девять представителей от всей общины, не говоря уже о присутствии тех, кто не является членом Собрания. Вам придется лишь сделать протоколы чуть более сжатыми и пожертвовать в какой-то мере, если этого не избежать, продуктивностью работы Собрания с тем, чтобы не отступать от этого очень важного принципа" *. (Из письма от 5 июля 1950 года, написанного от имени Шоги Эффенди в адрес Национального Духовного Собрания Соединенных Штатов)

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.