Литература

Adabiyot

Что говорится в Учении Бахаи о неучастии в политике

 6.1. Принципы Бахаи

Отношение бахаи к участию в политике?

Хранитель призывает:

«...к полному невмешательству в политические дела и вопросы». (4)

«Мы не должны – ни один из нас – ни умом, ни сердцем, ни словом, ни делом участвовать в политике и спорах государств и правительств. Мы не должны допускать даже мыслей об этом». (4)

«...Как от чумы, беги от политики...» (4)

«...вот принцип, особую важность которого на нынешнем этапе развития нашей Веры должны сознавать друзья как на Востоке, так и на Западе. Этот принцип означает, что последователи Веры Бахауллы – как отдельные верующие, так и общины в целом, местные и национальные, – воздерживаются от любой деятельности, которую можно прямо или косвенно расценить как участие в политике государства». (2)

«Пусть они стоят в стороне от политических устремлений своих государств, политики своих правительств, планов и программ партий и группировок, – не поддерживая их ни словом, ни делом». (2)

Всемирный Дом Справедливости, говоря о

«принципе невмешательства бахаи в политику», (6)

указывает, что, по свидетельству Абдул-Баха, Бахаулла

«...запретил им (верующим) всякое участие в политических делах». (7)

Каково должно быть отношение бахаи к политическому противостоянию?

Хранитель указывает:

«Когда в обществе происходит политическое противостояние, им не следует никого обвинять или принимать чью-либо сторону, поддерживать чью-либо программу или присоединяться к какому-либо блоку, ибо все это противоречит высшим интересам всемирного Братства, которое бахаи призваны созидать и укреплять». (2)

В условиях нарастания политических кризисов Хранитель призывал:

«...вопреки давлению общественного мнения, бахаи – каждый верующий в отдельности и общины в целом – не должны ни словом, ни делом, ни в частной жизни, ни в официальных высказываниях и публикациях даже косвенно обвинять кого-либо или принимать чью-то сторону, ибо это недопустимо в условиях непрерывных политических кризисов, сотрясающих мир и грозящих окончательно разрушить человеческое общество». (4)

6.2. ПоЧему бахаи не следует уЧаствовать в политике

Совместимо ли членство в какой-либо политической партии с Верой Бахаи?

Хранитель пишет:

«Под некоторыми принципами и идеалами отдельных политических и религиозных организиций, несомненно, подписался бы любой сознательный последователь Веры Бахаи. Тем не менее он не может отождествлять себя ни с одной из этих организаций, как не может и безоговорочно принимать их убеждения, принципы и программы». (2)

«...суть в том, что последователи Бахауллы, будь то отдельные верующие или община в целом, ни при каких обстоятельствах не позволят себе участвовать в деятельности, чреватой малейшими отклонениями от основных истин и идеалов их Веры». (2)

«Бахаи выше этого, он – приверженец принципов, провозглашенных Бахауллой, с которыми, по моему твердому убеждению, не согласуется в полной мере программа ни одной политической партии...» (3)

Всемирный Дом Справедливости подчеркивает:

«Членство в любой политической партии неизбежно чревато отказом от отдельных или всех принципов миролюбия и единения, провозглашенных Бахауллой». Как сказал Абдул-Баха: «Наша партия – партия Бога; мы не принадлежим ни к какой другой партии». (6)

Могло бы участие в политической деятельности нарушить единство среди бахаи?

Хранитель указывает:

«Мы, бахаи, едины во всем мире; мы стремимся построить новый Миропорядок, Божественный по своей природе. Как же мы сумеем осуществить это, если бахаи будут вступать в политические партии, в том числе и прямо противоположные друг другу по своим устремлениям? Где же будет тогда наше единство? Политика самым пагубным образом разобщила бы нас, что в корне противоречит нашим целям. Ясно, что если какой-нибудь бахаи в Австрии волен вступить в любую политическую партию, пусть даже имеющую самые благородные цели, то другой бахаи в Японии, Америке и Индии, обладая такими же правами, может вступить в партию, исповедующую прямо противоположные принципы. Где же будет тогда единство Веры? Из-за принадлежности к политической партии два брата по вере будут действовать друг против друга (как это было с христианами Европы, которые были вовлечены в многочисленные братоубийственные войны)». (3)

Всемирный Дом Справедливости говорит:

«Если бы тот или иной бахаи настаивал на своем праве поддерживать какую-либо политическую партию, он не мог бы отказать в той же степени свободы и другим верующим. Это означало бы, что в рядах Веры, важнейшая цель которой – объединить всех живущих на земле в одну великую семью, осененную именем Божиим, – оказались бы люди, противостоящие друг другу. Где бы тогда был пример единства и согласия, столь необходимый человечеству?» (6)

Могло бы участие бахаи в политике создать трудности для Дела Веры в другой стране?

Хранитель пишет:

«...принимая во внимание широту нашей деятельности и разнообразие общин, – а они существуют при разных формах правления, отличающихся друг от друга своими принципами, правовыми нормами и политическими методами, – всем членам общин совершенно необходимо воздерживаться от любых шагов, которые могли бы, вызвав подозрительность или враждебность какого-либо правительства, навлечь на братьев по Вере в той или иной стране новые гонения или осложнить условия выполнения ими их святой задачи». (2)

Всемирный Дом Справедливости пишет:

«Если бы институты нашей Веры, не дай Бог, оказались втянуты в политику, бахаи обнаружили бы, что они сеют вражду – вместо того, чтобы пробуждать любовь. Если бы они встали на чью-то сторону в какой-либо одной стране, это неизбежно повлияло бы на представление людей, живущих в других странах, относительно целей и задач Веры. Если бы бахаи позволили вовлечь себя в политические споры, то вместо того, чтобы возрождать человечество и помогать ему, они сами пришли бы к полному краху». (6)

6.3. Соблюдение принципа неуЧастиЯ в политике

Насколько важен принцип неучастия в политике сегодня?

Хранитель указывает:

«По мере того, как расширяется и укрепляется Административный Порядок Бахаи, приверженцы Дела Бахауллы считают необходимым отстаивать и неуклонно соблюдать этот основополагающий принцип Веры. Потребности постоянно растущей Веры налагают на нас обязательства, от которых мы не можем уклониться, ответственность, которую мы не можем с себя снять». (2)

Какова роль Национального Духовного Собрания?

Всемирный Дом Справедливости утверждает:

«Принципы, изложенные в Писаниях, понятны каждому, но что касается их выполнения, то здесь обычно возникают вопросы. Во всех неясных случаях верующие могут обращаться в свое Национальное Духовное Собрание, которое выносит решение по данному вопросу и советует друзьям, как поступать». (6)

Должны ли бахаи воздерживаться даже от обсуждения политических вопросов?

Абдул-Баха пишет, что Бахаулла

«предостерегал верующих даже от обсуждения политических вопросов». (7)

Можем ли мы уповать здесь на помощь Бахауллы?

Хранитель говорит:

«Наша задача сложна и деликатна, однако нет ни малейшего сомнения в том, что в помощь нам будет сила Бахауллы и Его Божественное наставление, если только мы будем неуклонно следовать по Его пути, утверждая незыблемость Его законов. Если мы будем стойки, свет Его искупительной благодати, который не затмит никакая земная сила, будет освещать дорогу, по которой мы идем через тернии нашего неспокойного времени, и даст нам силы исполнить наш долг во славу и к чести Его благословенного Имени». (2)

Каковы возможные последствия участия в политике для самого бахаи?

Хранитель пишет:

«Но если кто-то из бахаи решит заняться политической деятельностью и будет участвовать в противоборстве политических партий, вопреки всем призывам и предупреждениям Собрания, тогда Собрание может лишить его права голоса на выборах Бахаи». (3)

6.4. Отношение к государственной службе

На какой государственной службе может состоять бахаи?

Всемирный Дом Справедливости указывает:

«...на государственно-административной службе, но не на службе в политических партиях и не на дипломатическом и политическом поприще». (6)

Как определить, приемлема ли та или иная должность для бахаи?

Хранитель пишет:

«Долг бахаи – как можно точнее определять (обращаясь, в случае необходимости, за помощью к своим выборным органам), какие должности и обязанности относятся к разряду дипломатических и политических, а какие являются чисто административными и ни при каких обстоятельствах не предполагают зависимости от изменений и поворотов в политической жизни государства». (2)

6.5. Отношение к партиЯм и политикам

Противостоят ли бахаи какой-либо партии?

Всемирный Дом Справедливости подчеркивает:

«Вера не противоречит подлинным интересам ни одной нации и она не противостоит какой бы то ни было партии или группировке. Она вне всяких разногласий, она выше их...» (6)

Можем ли мы взаимодействовать с какой-либо политической партией?

Хранитель указывает:

«Нам не следует сотрудничать ни с одной политической партией и не следует вступать в какие бы то ни было фракции этих многочисленных враждующих сект». (4)

Как нам относиться к политическим партиям?

Хранитель говорит:

«Нам следует словом и делом доказывать свою полную беспристрастность в отношении всех политических партий и в то же время являть любовь ко всему человечеству без различия стран и народов – таково важнейшее наставление Бахауллы...» (4)

Следует ли бахаи общаться с политиками?

Всемирный Дом Справедливости указывает:

«Бахаи могут и должны общаться с людьми всех слоев общества – как с представителями высшей власти и государственными лидерами, так и с простым народом, неся знание о нашей Вере всем и каждому, но при этом мы не должны допускать, чтобы ее отождествляли с политическими целями и партийными программами». (6)

Какие ловушки подстерегают нас при таком общении?

Хранитель предупреждает верующих:

«Пусть они остерегаются стать орудием беззастенчивых политиканов или оказаться втянутыми в козни интриганов и нечистоплотных людей». (2)

6.6. ПублиЧные высказываниЯ

Допустимо ли упоминание о политических деятелях в публичных выступлениях бахаи?

Хранитель через своего секретаря писал:

«...в своих публичных выступлениях мы должны избегать любого упоминания о политических деятелях – не следует ни поддерживать их, ни осуждать. Об этом надо помнить всегда. Иначе мы неизбежно будем втянуты в политику, что крайне опасно для Дела Веры». (3)

Следует ли бахаи публиковать статьи, в которых затрагиваются спорные вопросы?

Хранитель говорит:

«Относительно публикаций на злободневные темы, затрагивающих спорные и политические вопросы, я желал бы напомнить моим горячо любимым братьям по Вере, что сейчас, когда Дело Бахаи еще находится на раннем этапе развития, любая наша попытка дать подробный анализ вопросов, стоящих в центре всеобщего обсуждения, была бы неправильно истолкована и дала почву для подозрений и недоразумений, что неблагоприятно отразилось бы на интересах нашего Дела, исказив представление об истинных целях, основных задачах и о самой сути Веры Бахаи. (3)

Чем должны руководствоваться бахаи в своих публикациях?

Хранитель говорит:

«Подробно разъясняя и утверждая наши социальные и этические принципы во всей их полноте и чистоте, показывая их тесную связь с различными сторонами жизни человеческого общества, нам следует заботиться о том, чтобы при изложении основ нашей Веры никаким прямым упоминанием или критикой не вызвать враждебность со стороны какой-либо организации и не дать повод для того, чтобы чисто духовное движение отождествлялось с нелепыми притязаниями и спорами противостоящих друг другу группировок, партий и государств». (3)

Как мы должны подходить к своим публичным выступлениям, устным и письменным?

Хранитель поясняет:

«Во всех наших высказываниях мы должны сочетать благоразумие и благородную сдержанность мудреца с искренностью и горячей преданностью ревнителя святой Веры. Воздерживаясь от высказываний, которые могут лишь оттолкнуть или настроить против нас того или иного человека, правительство, или народ, мы должны бесстрашно и решительно утверждать и отстаивать во всей полноте истины, знание которых считаем необходимым для блага и совершенствования человечества». (3)

Как принцип неучастия в политике отражается на официальной деятельности бахаи и на выполнении ими своих служебных обязанностей?

Хранитель говорит:

«Идет ли речь о публикациях, которые мы осуществляем и курируем, об официальных и публичных обсуждениях, о выполнении обязанностей, связанных с занимаемой должностью, об общении с выдающимися людьми и государственными деятелями, об отношениях с близкими по духу обществами и организациями, – несомненно, главная и святая обязанность бахаи – воздерживаться от любых слов или действий, которые могут быть истолкованы как нарушение этого важнейшего принципа». (2)

6.7. УЧастие в гражданских выборах

Допустимо ли для бахаи участие в гражданских выборах?

Хранитель указывает:

«Друзья могут участвовать в них, если при этом они не отождествляют себя с той или иной партией. Участие в политической борьбе, безусловно, повредило бы высшим интересам Веры и нанесло непоправимый ущерб нашему Делу». (3)

Означает ли для бахаи участие в гражданских выборах то, что они поддерживают программу той или иной политической партии?

Хранитель утверждает:

«...если бахаи голосует на выборах или участвует в делах государства, это не должно выливаться у него в поддержку программы или действий, которые противоречат важнейшим духовным и социальным принципам Веры... Считаю необходимым подчеркнуть, что участие бахаи в гражданских выборах или согласие занять определенную должность никоим образом не означает принятие им программы какой-либо политической партии». (3)

Чем должны руководствоваться бахаи, участвуя в гражданских выборах?

Хранитель пишет:

«Каждый должен так пользоваться своим правом голоса, чтобы держаться в стороне от любых политических партий и всегда помнить, что он голосует как самостоятельная личность, а не как член той или иной партии. Каждый бахаи должен ясно это понимать, оставляя за собой полную свободу действий и суждений». (3)

6.8. НеуЧастие в политике – ловушки, подстерегающие бахаи в наши дни

Что может толкнуть бахаи к участию в политике?

Всемирный Дом Справедливости указывает:

«Ошибочное представление о том, что нашим ближним можно помочь иным путем, помимо деятельности, связанной с Верой, нередко толкает бахаи к участию в политике». (5)

Какими духовными последствиями чревато нарушение принципа неучастия в политике?

Хранитель предостерегает:

«Есть серьезное опасение, что подобные уступки – в совокупности своей – могут разрушить ткань Веры и закрыть доступ к источнику благодати, которая питает наш Божественный, по сути своей наднациональный, духовный порядок, созданный с таким трудом и так недавно установившийся». (4)

С какими трудностями могут столкнуться бахаи в соблюдении этого принципа?

Хранитель предупреждает

«...об обвинениях, которые могут выдвигаться против них по недомыслию или со злым умыслом» (2)

и предостерегает

«...от обольщения почестями и наградами». (2)

Он призывает бахаи

«Свидетельствовать словом и доказывать делом, что приверженцы Бахауллы в любой стране не преследуют никаких корыстных целей, не стремятся к власти, не боятся навлечь на себя недовольство, подозрение и хулу, которые неуклонное соблюдение этого принципа может вызвать». (2)

6.9. НеуЧастие в политике – ловушки, которые могут подстерегать бахаи в будущем

Попытаются ли политики в будущем заручиться поддержкой бахаи?

Хранитель утверждает:

«По мере увеличения в мире числа общин Бахаи и роста их влияния на общество, люди, наделенные властью и имеющие вес в политических кругах, будут стремиться оказывать на них все большее давление, чтобы заручиться поддержкой, необходимой им для достижения собственных целей». (2)

Не впадут ли бахаи в будущем в искушение нарушить свои принципы ради материальных выгод, которые можно получить от властей?

Хранитель предупреждает:

«Стремясь расшириться и упрочить свои институты, в будущем общины Бахаи будут все более нуждаться в расположении и поддержке правительств своих стран. Пусть же друзья, радея о дорогом их сердцу Деле, остерегаются невольно поступиться своей Верой, нарушить ее важнейшие принципы или пожертвовать чистотой своих духовных устремлений ради каких бы то ни было материальных выгод для своих общин». (2)

 

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.