Литература

Adabiyot

Введение

В 1890 г. близ города-тюрьмы Акка, в сирийской части Османской империи, знаменитый узник турецкого султана принял профессора Кембриджского университета Е. Г. Брауна, известного востоковеда, и обратился к нему с такими, полными исторического смысла, словами:
    "...Ты пришел повидать узника и изгнанника... Мы желаем лишь блага для мира и счастья для народов; однако они почитают Нас зачинщиком раздора и мятежа, заслуживающим цепей и изгнания... Какое зло в том, чтобы все народы пришли к единой вере и все люди стали бы братьями; чтобы укрепились узы любви и единства между сынами человеческими; чтобы исчезли религиозные различия и был положен конец межрасовой розни?.. И все же так и будет - сии бесплодные раздоры и разрушительные войны канут в прошлое, и наступит Величайший Мир... Разве не в сем нуждаетесь и вы в Европе? Не это ли предсказал Христос?.. А между тем мы видим, как ваши цари и правители более щедро расточают свои сокровища на средства истребления людского рода, чем на то, что способствовало бы счастью человечества <...> Сии распри, кровопролития и раздоры должны прекратиться, и все люди должны стать как один род и одна семья... Пусть человек гордится не тем, что любит свою страну; пусть лучше гордится тем, что любит весь род человеческий..."
    Профессор Браун был очарован красотой и величием этого человека, которого он описал следующими словами:
    "Не было нужды спрашивать, в чьем присутствии я находился, когда преклонился пред тем, кто есть предмет обожания и любви, которым могут позавидовать цари и о которых тщетно вздыхают императоры!"
    Это впечатляющее свидетельство его визита не может, однако, в полной мере передать величие личности Бахауллы, Чьи слова, а также Чья мудрость внесли значительные изменения в историю и открыли новое видение грядущего развития человечества, о котором раньше невозможно было даже мечтать.
    Революции и перевороты, которые начались с конца XIX века, оказали влияние на каждого человека, они потрясли сознание всего современного общества. События, напоминающие предсмертные судороги прискорбно несовершенного социального и экономического порядка, уже выказывают признаки распада. Господствующие системы и могущественные идеологии исчезают подобно лучам солнца, угасающего на вершине горы, оставляя людей мира все в большей растерянности и тревоге. В то же время прогресс и развитие человечества свидетельствуют об изобретательности и находчивости человечества, которые можно рассматривать как родовые схватки, предвещающие рождение новой эры в развитии общества. В результате люди сегодня оказались раздираемы отчаянием и надеждой, разочарованием и ожиданием чего-то большего. Усиливается ощущение того, что мы находимся на перепутье человеческой истории. Люди почти никогда не чувствовали так мучительно и остро, что наставления, которым они следуют, зачастую отличаются ограниченностью и фанатизмом. Религиозные представления о нашей физической и интеллектуальной природе безнадежно отстали от современной мысли. Искусство войны достигло таких технических высот, что убийство превращается в массовое истребление. Насилие распространилось настолько, что на земном шаре не осталось места, где человек чувствовал бы себя в полной безопасности. В то же время стремление к миру и единству, взаимопониманию и личному счастью становится все более очевидным. Никогда прежде люди не говорили так много и не мечтали о всеобщем примирении народов, которое приведет к объединению и к миру во всем мире, и никогда еще политики не были так настойчивы в поисках ненасильственных путей решения проблем.
    Исполненная надежды, всеобъемлющая концепция, высказанная Бахауллой, Узником Акки, в 1890 г., скептически настроенному востоковеду кажется нам более приемлемой сегодня, по истечении наполненного конфликтами столетия; действительно в этих пророческих словах мы можем увидеть выход из затруднительного положения, надежду и обещание, достойное того, чтобы серьезно над ним задуматься именно сегодня, когда мы вступили в новое тысячелетие.
    От наших современных проблем нельзя отгородиться национальными границами; научные и торговые связи, средства коммуникации охватывают все континенты; ускоряется процесс налаживания взаимопонимания во всем мире. Во всех концах земли люди выражают глубокое желание установить всеобщее согласие и найти глобальное и долговременное мирное решение наших проблем. То, о чем несколько десятилетий назад невозможно было даже подумать, сегодня стало реальностью. "Самодостаточность невозможна более ни для кого, поскольку ныне все народы и нации объединены политическими узами, а торговые связи, как и связи в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в образовании укрепляются день ото дня. Поэтому уже сегодня можно достичь единства всего человечества."1
    В этот исторический момент призыв Бахауллы вести человечество к лучшему будущему, наставлять его в науках и добродетелях, призыв к установлению нового мирового порядка и возрождению нравственных и духовных ценностей, которых так недостает сейчас обществу, не просто заслуживает внимания, но является для нас настоятельной необходимостью.
    Слова Бахауллы наделены силой пророческой истины, силой, которая вдохновляет миллионы людей на труд ради их воплощения во всех сферах личной и общественной жизни.
    Многие западные мыслители в конце XIX века верили в возможность безграничного развития цивилизации, управляемого лишь человеческим интеллектом, однако сейчас мыслящие и разумные люди всего мира все чаще соглашаются с тем, что только интеллектуальное решение не способно удовлетворить потребности человека; для этого требуется вдохновение более высокого порядка.
    Сегодня последователи Бахауллы, известные как бахаи, живут в 190 странах и в 45 колониях. Стараясь руководствоваться в своей жизни, в своем мышлении и действиях Его словами, они являют собой живое доказательство Его утверждения: "Не подлежит сомнению, что величайшее из орудий достижения прогресса и славы человеческой, высшее средство просвещения и спасения мира есть любовь, содружество и единение всех представителей рода человеческого. Ничего нельзя изменить в мире - и даже невозможно себе представить сего - без единства и согласия; наилучшее же средство установления дружбы и единства есть истинная религия".
    Бахаулла утверждает, что именно Он является ответом на все мессианские чаяния людей во всем мире. Для иудеев Он - Мессия, для христиан - возвращение Христа; Его задача - не что иное, как исполнение обетований об установлении Царства Божиего на земле и раскрытие перед человечеством путей к духовной истине. Разобраться в этом утверждении - обязанность каждого человека.
    Настоящая книга представляет собой попытку раскрыть это утверждение читателю, который желает получить ответ на вопрос о том, каким образом он может разрешить собственные проблемы и на что ему следует опираться при общении со своими собратьями. Это попытка представить обзор учений Веры и проникнуть в них - Веры, всемирной по своим масштабам, всеохватной в своем стремлении установить новый мировой порядок и наделенной необходимым духовным потенциалом, позволяющим подготовить человечество к единению и миру. Таким образом, перед вами - книга-введение, книга-руководство, помощник при невзгодах и утешитель в духовных терзаниях.
    Специально подобранные выдержки из Писаний Веры Бахаи расположены в книге таким образом, чтобы помочь читателю осознать его духовные обязанности, главная из которых - "...самостоятельный поиск истины; ибо слепое следование прошлому притупляет разум. Но как только каждая душа начнет исследовать истину, общество избавится от мрака постоянного повторения прошлого".2 Любой непредубежденный человек обнаружит, что учение Веры Бахаи подобно океану духовных сокровищ, в глубинах которого сокрыты неисчислимые жемчужины советов и наставлений. "Можно доказать, что в этой жизни - как во внешних ее аспектах, так и в сокровенных - самым могущественным из устроений, основанным наиболее прочно, самым долговечным, сохраняющим мир, обеспечивающим духовное и материальное совершенствование человечества и оберегающим счастье общества и его цивилизованность, является религия".3
    Человеку требуется образование всеобъемлющее, без предубеждений, которое обеспечило бы развитие человеческого духа в этом мире. Нужды человека не ограничиваются лишь физическими потребностями, как у животного; он не только наделен пытливым и творческим умом, силой которого были созданы различные культуры и цивилизации; прежде всего, он - "существо духовное, и только когда он живет духовной жизнью, то по-настоящему счастлив".4 Основатели всех религий - Моисей, Христос, Мухаммад, Будда, а сегодня - Бахаулла - были прежде всего наставниками человечества, и, как любой учитель, они последовательно проявляли свою мудрость и руководство, чтобы вести людей по пути прогресса. Бахаулла говорит: "Смотри на человека, как на залежь бесценных самоцветов. Только образование может извлечь сии сокровища и позволит человечеству обратить их себе на пользу".
    Непредвзятое изучение этих выдержек из Писаний Веры Бахаи сможет раскрыть новые перспективы и указать пути воплощения возвышенных идей в реальность и действия. "Посему успех или неудача, выигрыш или проигрыш зависят от собственных усилий человека. Чем настойчивее он в рвении своем, тем дальше продвигается вперед."5 В отличие от других религий, Вера Бахаи - откровение Божественной истины, которое появилось в наш период истории. Поэтому она не только соответствует потребностям нашего времени и дает ответы на вопросы современного человека, но и основывается на письменном материале, который составляет более ста томов книг ее Основателя, Бахауллы, Чьи Писания были старательно собраны и сохранены. Сейчас они переведены более чем на 800 языков. За Свою жизнь Бахаулла явил нам огромный океан мудрости и руководства, в котором содержатся ответы на вопросы, затрагивающие все сферы человеческого бытия - духовную, личную и общественную.
    Бахаулла назначил Своего старшего сына, Абдул-Баха, Толкователем Своих Писаний, уполномочив Его интерпретировать и обогащать их. Абдул-Баха неустанно разъяснял Писания Своего Отца, отвечал на вопросы и раскрывал Учение Веры; Он путешествовал по Европе и Северной Америке, посетив Канаду и Соединенные Штаты, и везде нес людям целительное послание Бахауллы. В течение сорока лет, проведенных в заключении и изгнании из-за преследований, вызванных широтой взглядов учения Его Отца, у Него было достаточно времени, чтобы явить огромную сокровищницу мыслей и духовных наставлений для пользы всех людей мира.

Хартмут Гроссманн

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.