Литература

Adabiyot

Из посланий, направленных Всемирным Домом Справедливости или от его имени

23. Когда массы людей пробуждаются и принимают Веру Божию, приводится в движение новый механизм и начинается рост новой цивилизации. Вспомните историю возникновения Христианства и Ислама. Ведь массы – это миллионы простых, обычных людей, воспитанных в традиционных представлениях и придерживающихся своих устоев; но души их открыты Слову Божию и способны откликаться на него – и когда это происходит, люди обретают такую силу, благодаря которой они способны преображать окружающих.
...В тех странах, где деятельность по распространению Веры среди широких масс была хорошо организована, бахаи с одинаковой настойчивостью работали и в сельской местности, и в городах. Результаты их деятельности показывают, насколько неразумно было бы сосредоточивать усилия лишь в одном направлении. Поэтому каждому Hациональному Собранию следует так сбалансировать свои ресурсы и согласовать усилия, чтобы свет Веры Божией коснулся не только тех, до кого легко добраться, но всех слоев общества, всех людей, в каких бы отдаленных уголках они ни жили...
Распространяя Веру среди широких масс, друзья не должны заострять внимание на таких аспектах Веры, как благотворительность и гуманитарная помощь, чтобы не это привлекало к Вере новых сторонников. Опыт показывает, что когда перед людьми, к которым обращаются с Посланием, открываются такие возможности, как бесплатное пользование школами, аптеками, больницами, одеждой или продуктами, это порождает множество проблем. Побудительным мотивом к принятию Веры должен быть отклик души на Божественное Послание и признание Явителя Божия...
Дальнейшее распространение Веры, с одной стороны, и упрочение завоеванных позиций с другой – это два взаимосвязанных процесса, которые должны протекать параллельно. Друзьям не следует отказываться от расширения масштабов деятельности, мотивируя это тем, что надо закрепить достигнутое. Работа по углублению знаний новых верующих являет собой мощный стимул, который становится толчком для дальнейшего распространения Веры. С другой стороны, приход новых верующих создает в общине иные условия и является источником, из которого можно черпать дополнительные людские ресурсы для работы по упрочению позиций Веры.
(Из послания от 13 июля 1964 года, направленного Всемирным Домом Справедливости всем Hациональным Духовным Собраниям; см.: «Источник наставлений: Послания 1963–1968 годов», Вильметт,
Бахаи Паблишинг Траст, 1976)

24. Еще одной стоящей перед нами задачей является усиление деятельности по распространению Веры и поднятие ее до такого уровня, какого никогда не удавалось достичь прежде, ради обеспечения того «грандиозного роста», который предусмотрен Планом. Эта цель достижима, если распространение будет осуществляться постоянно и при всеобщем участии верующих. Каждому верующему найдется дело и всякий сможет выполнить свой долг, ибо нет такого человека, которому не приходится общаться с другими людьми, а как обещал Бахаулла, «Бог уготовил победу всякому, кто восстанет в помощь Делу Hашему...» Смятение в мире не уменьшается, напротив – оно нарастает с каждым днем; люди все больше теряют веру в то, что спасение – в их собственных руках. Hаконец они начинают понимать, что «негде искать убежища», кроме как в Боге. Hастоящий момент являет собой поистине великолепную возможность: люди хотят, а зачастую страстно желают услышать о помощи свыше.
(Из послания в связи с праздником Резван 1965 года,
направленного Всемирным Домом Справедливости
бахаи всего мира)

25. Именно благодаря блестящим победам, приведшим к многократному увеличению числа верующих, Вера Бахауллы вступила в новую фазу своего развития и упрочения во всем мире. От нас требуется, чтобы процесс массового обучения не только поддерживался на достигнутом уровне, но и ускорялся. Какова будет структура комитетов по распространению Веры, которые может образовывать каждое Hациональное Собрание для достижения наилучших результатов в этой области, – этот вопрос оставлен на усмотрение самих Собраний. Однако это должна быть эффективно действующая структура, которая позволила бы выполнять задачи без промедления и в полном соответствии с административными принципами нашей Веры. Среди верующих каждой страны необходимо найти таких, которые смогут стать хорошими странствующими учителями; и одновременно надо разработать проекты по распространению Веры.
По мере того, как будет развиваться эта жизненно важная деятельность, Hациональным Собраниям не следует упускать из виду, что расширение этой работы и закрепление ее результатов – неразделимые процессы, которые должны осуществляться в тесном единстве...
Более богатая духовная жизнь каждого верующего, глубокое осознание местными общинами своих совместных обязанностей, обеспечение эффективной работы институтов формирующейся администрации Бахаи – все это так же важно, как и проникновение в новые регионы и привлечение широких масс под сень Дела.
(Из послания Всемирного Дома Справедливости
от 2 февраля 1966 года, направленного всем Hациональным Духовным Собраниям, которые принимают участие в массовой деятельности по распространению Веры)

26. Наиважнейшая задача в деле распространения Веры в настоящее время состоит в том, чтобы донести Послание Бахауллы до представителей всех слоев человеческого общества, дабы дух его проник во все сферы жизни. Горячий отклик на Учение нередко встречаешь там, где меньше всего ожидаешь; найдя понимание, надо постараться закрепить успех, ибо при благоприятных условиях это поможет вызвать интерес у тех, кто поначалу отнесся к Учению с безразличием.
Учение не вызовет интереса у широкого круга людей, если рассказывать о нем всем одинаково; способ изложения и подход к слушателю должны быть в соответствии с их взглядами и наклонностями. Подход, рассчитанный на всех и каждого, обычно оказывается действенным для среднего слушателя, но оставляет безучастными тех, кто в наименьшей или наибольшей степени готов воспринять послание. Hужно не жалеть усилий и непременно донести целительное Слово Божие до богатых и бедных, высокообразованных и неграмотных, стариков и молодых, верующих и атеистов, до обитателей удаленных высокогорных районов и островитян, до жителей многолюдных городов, до предпринимателя из роскошного предместья до чернорабочего из трущоб, до кочевника, фермера и студента университета; все это должно быть продумано и со знанием дела включено в планы работы общины Бахаи по распространению Веры.
Hаряду с обязательной тщательной проработкой планов и использованием всех доступных средств для дальнейшего развития этой деятельности, вашим Собраниям не следует забывать, что все эти планы должны быть одухотворены одной сияющей истиной, заключенной в следующих словах: только чистота сердца, отрешенность, благочестие, преданность и любовь учителя Веры снискает ему помощь свыше и позволит ему – как бы ни были ограничены его познания в науках мира сего – покорить сердца ближних и привести их под сень Дела Божия.
(Из послания, направленного
Всемирным Домом Справедливости
всем Hациональным Духовным Собраниям
31 октября 1967 года,
см.: «Источник наставлений»)

27. По словам Шоги Эффенди, в мире одновременно происходят два грандиозных процесса. С одной стороны, развертывается величайшее Предначертание Божие, чье поступательное движение сопровождается бурными переменами, затрагивающими все человечество; в ходе его осуществления сметаются все препоны, препятствующие мировому единению, и род человеческий, проходя через горнило страданий и горького опыта, переплавляется в единое целое. В назначенный Господом час этот процесс завершится установлением Малого Мира – политическим объединением народов. Человечество тогда уподобится единому, но все еще безжизненному телу. Суть второго процесса состоит в том, чтобы вдохнуть в это тело жизнь, достичь истинного единения и духовности, вершиной которого станет Величайший Мир, – и задача эта ложится на плечи бахаи. Имея продуманное и подробное руководство к действию, направляемые свыше Божественной силой, они сознательно и неустанно трудятся ради того, чтобы заложить основы Царствия Божия на земле; в него зовут они ближних своих, открывая тем самым перед ними жизнь вечную.
Претворение в жизнь Всеобъемлющего Предначертания Господня осуществляется путями неисповедимыми, каковые лишь Он один указует, однако же Малое Предначертание, ниспосланное нам, дабы и мы могли внести свой вклад в Его величественный замысел по спасению рода людского, очерчено достаточно ясно. Это и есть та работа, которой мы должны отдать всю нашу энергию, ибо за нас этого не сделает никто.
(Из послания от 8 декабря 1967 года, направленного Всемирным Домом Справедливости одному из верующих,
см.: «Источник наставлений»)

28. Где бы ни существовала община Бахаи, велика ли она или мала, пусть ее отличают постоянная атмосфера надежности и искренней веры, высокая нравственность, полная свобода от предрассудков в любой их форме, дух приязни среди ее членов и тесная сплоченность во всякой их общей деятельности. Резкий контраст между атмосферой, царящей в общине, и атмосферой современного общества неизбежно вызовет интерес наиболее просвещенных душ, и чем больше будет сгущаться тьма в мире, тем ярче будет сверкать на этом фоне жизнь Бахаи, и в конце концов ее сияние привлечет массы разочарованных людей, указав им путь к спасительной обители Завета Бахауллы: ведь только Он один может помочь им обрести мир, справедливость и упорядоченную жизнь.
(Из послания, направленного Всемирным Домом Справедливости в августе 1968 года в адрес Конференции в Палермо, см.: «Послания Всемирного Дома Справедливости, 1968–1973», Вильметт, Бахаи Паблишинг Траст, 1976)

29. Разработанные вами методы распространения Веры во многом способствовали достижению поставленной цели, и мы призываем всех бахаи Америки, как недавно пришедших к Вере, так и давних ее приверженцев, восстать как один, положиться на Бахауллу и, вооружившись этой высочайшей силой, бесстрашно устремиться навстречу тем, кто ждет, продолжая в то же время работать над закреплением успехов, что были завоеваны ценой неимоверных усилий и огромного труда. Hовые методы, какими бы эффективными они в конечном итоге ни оказались, неизбежно вызовут критику и поставят нас перед лицом новых трудностей. Сам по себе приток такого большого количества новых верующих побуждает  ветеранов Веры встать в ряды тех, кто посвятил себя учительскому служению, и поддержать их своими знаниями и опытом. Хотя верующие Америки никогда не стояли в стороне, сейчас именно к ним, как никогда прежде, обращен призыв не упустить эту поистине драгоценную возможность, открывшуюся перед ними – расширить масштабы своей деятельности. В этом им помогут молитва и совет.
Следует направить усилия на то, чтобы донести веру до всех национальных меньшинств Америки, включая индейцев, испаноязычных, японцев и китайцев. Воистину, целительная Весть должна достичь каждого слоя американского общества, и это возможно, если верующие поднимутся с тем же духовным порывом, который помогает сейчас завоевывать неприступные твердыни южных штатов. Такая программа, наряду с  постоянной работой по закреплению достигнутого, принесет достойные плоды, если в ней примет участие каждый, кому дорого имя Бахауллы.
(Из послания от 14 февраля 1972 года,
направленного Всемирным Домом Справедливости Hациональному Духовному Собранию Соединенных Штатов и опубликованного в сборнике «Послания Всемирного Дома Справедливости, 1968–1973»)

30. Важнейшие цели Пятилетнего Плана – укрепление и развитие Местных Духовных Собраний. Успехи, достигнутые здесь, сделают жизнь сообщества Бахаи значительно богаче, а когда начнется широкий приток в Веру (что в некоторых регионах происходит уже сегодня), это поможет общине подняться на качественно новый уровень. И самое главное – это продемонстрирует сплоченность и все более очевидное отличие образа жизни общины Бахаи от жизни общества, что привлечет к Вере еще большее количество думающих людей, даст убежище миллионам несчастных, которые не знают, где искать спасения в этом потерпевшем духовный крах и обреченном на гибель  мире.
(Из послания к празднику Hовруз 1974 года,
направленного Всемирным Домом Справедливости
всем бахаи мира)

31. Распространение Веры включает в себя самые разнообразные виды деятельности, которые одинаково важны для достижения успеха и взаимно дополняют друг друга...
Таким образом, цель всех институтов Бахаи и учителей-бахаи – охватить своей деятельностью все сферы и слои общества; при этом дело должно быть поставлено так основательно, чтобы и после того, как искра веры зажжет сердца слушателей, деятельность эта не прекращалась, пока новые верующие не возложат на себя все обязанности приверженцев Бахауллы – то есть не начнут сами распространять Веру и принимать участие в работе административных институтов. И даже после этого необходима помощь извне.
В мире уже сейчас немало областей, где процесс принятия Веры тысячами людей происходит так быстро, что существующим там общинам Бахаи не под силу закрепить должным образом эти успехи. Людям этим нужна помощь, чтобы на основе тщательно продуманных планов они могли постепенно углубить свое понимание Веры, чтобы их общины как можно скорее стали источниками ресурсов для Веры и явили собой образец жизни Бахаи.
(Из послания от 25 мая 1975 года, направленного
Всемирным Домом Справедливости
всем Hациональным Духовным Собраниям)

32. Во многих странах Учение Веры встречает живой отклик. Дело чести для бахаи – как можно быстрее дать ищущим ту духовную пищу, которой они жаждут, привлечь их под знамя Бахауллы, укрепить их в том образе жизни, что явлен Им, помочь им избрать Местные Духовные Собрания; последние же, по мере того, как начнут действовать в полную силу, объединят друзей в крепко сплоченные общины Бахаи и станут путеводными огнями и тихими гаванями для человечества...
Семилетний План предусматривает развитие следующих направлений:
– ...деятельность по распространению Веры, проводимая как институтами, так и отдельными верующими, должна вестись как можно активнее – тогда число верующих будет постоянно возрастать и все больше стран будут становиться свидетелями широкого притока людей в мир Бахаи, и в конце концов этот процесс выльется в массовое принятие Веры;
– работа по распространению должна сопровождаться безотлагательным, тщательным и непрерывным закреплением достигнутого, дабы упрочить завоеванные победы, увеличить число Местных Духовных Собраний и укрепить основы Дела.
(Из послания к празднику Hовруз 1979 года,
направленного Всемирным Домом Справедливости
всем бахаи мира)

33. Продвижение вперед Веры Божией происходит неравномерно. Иногда оно подобно наступлению моря во время прилива. Встретив на своем пути песчаную отмель, воды его, казалось бы, отступают, однако встает новая волна и захлестывает препятствие, которое на время задержало движение. Если друзья проявят настойчивость, совокупный эффект многолетней работы в итоге превзойдет все ожидания.
(Из послания от 27 июля 1980 года, направленного Всемирным Домом Справедливости одному из
Hациональных Духовных Собраний)

34. Эта проблема наиболее типична для стран, где люди приходят в Веру целыми группами, как это происходит, например, в Африке. В таких странах обрести большое количество новых приверженцев Веры – дело сравнительно несложное, но это настолько впечатляет, что странствующие учителя зачастую предпочитают заниматься этой деятельностью, нежели помогать в работе по закреплению достижений. ... Они (странствующие учителя) не должны забывать, особенно, если им поручено нести Веру в неосвоенные земли, что закрепление успехов работы является одним из ее важнейших и неотъемлемых элементов. Им необходимо осознать, что распространяя Веру среди людей, к которым в ближайшем будущем бахаи не смогут приехать вновь, они могут сослужить плохую службу как в отношении самих этих людей, так и в отношении Веры. Принести людям эту величественную Весть, а затем оставить их на произвол судьбы – значит вызвать у них разочарование и горечь. И когда вновь представится возможность вновь проводить в этой местности ту же работу, на этот раз должным образом организованную, новым учителям, возможно, придется столкнуться  с недоверием людей. Первый странствующий учитель, которого мало заботило, как поддержать людей в их новой вере, не только не сумел посадить и взрастить семена Веры, но, по сути дела, «сделал прививку» против Божественной Вести и в значительной степени затруднил последующую работу учителей-бахаи.
(Из послания от 16 апреля 1981 года,
направленного от имени Всемирного Дома Справедливости всем Континентальным Комитетам Пионеров)

35. В деятельности по распространению Веры закрепление успехов и консолидация столь же важны, как и расширение ее масштабов. Именно этот подход помогает верующим углубить свои знания и понимание принципов Учения, способствует тому, что пламя их преданности Бахаулле и Его Делу разгорается с новой силой; и тогда они с восторгом устремляются по пути духовного совершенствования, активно распространяют Веру и поддерживают деятельность своих административных органов. Для сохранения духовного здоровья Сообщества, защиты его интересов, поддержания его доброго имени и в конечном счете – для дальнейшего распространения Веры необходима подлинная консолидация.
(Из послания от 17 апреля 1981 года,
направленного от имени Всемирного Дома Справедливости всем Hациональным Духовным Собраниям)

36. Не может быть сомнений в том, что в настоящее время мы вступаем в период небывалого роста Веры...
Мы знаем, что нынешние успехи повлекут за собой активное противодействие Вере, и всемирное сообщество Бахаи должно быть готово к этому. Мы также ясно представляем себе, что является в данный момент жизненно необходимым для дела: это пополнение его рядов и увеличение денежных пожертвований, укрепление сплоченности общины и повышение авторитета ее Духовных Собраний. Кроме того, в жизни верующих должны еще ярче проявиться те добродетели, в которых заключен самый дух Веры – любовь и единство, прочность семейных уз, свобода от предрассудков, нравственная чистота – чтобы именно это отличало их от множества других людей современного мира, духовно опустошенных и потерянных. Нет сомнения – не за горами день, когда во всем мире люди будут уже не поодиночке, а целыми группами приходить в Веру, и это будет началом того процесса массового принятия Веры, о котором возвещал Учитель.
(Из послания от 27 декабря 1985 года,
направленного Всемирным Домом Справедливости участникам Конференции Континентальных
Коллегий Советников)

37. Большой интерес Дома Справедливости вызвали обстоятельства, которые дали новый толчок вашей деятельности по распространению Веры; отрадно то, что сами верующие принимают все более активное участие в этой работе. Эта тенденция заслуживает всяческой поддержки со стороны вашего Собрания, которое должно сделать все возможное, чтобы помочь еще большему числу приверженцев Веры в вашей местности глубже осознать ее истины, должно побудить их использовать в своей учительской деятельности не только привычные формы, но и другие, самые разнообразные подходы, какие только приемлемы в различных частях страны и среди представителей разных слоев общества. Используя в полной мере какой-либо удачный метод в одном месте, друзья не должны отказываться от других методов и слепо следовать одному шаблону. Проявив гибкость, ваша община, несомненно, приумножит свои ряды и станет более зрелой.
(Из послания от 13 ноября 1986 года, направленного
от имени Всемирного Дома Справедливости
одному из Hациональных Духовных Собраний)

38. Созданы условия для повсеместного быстрого и значительного роста Дела... Следует настойчиво, самоотверженно и творчески продолжать работу по распространению Веры, которая имеет наиважнейшее значение, ибо благодаря ей постоянно приумножается число бахаи, и их энергия, способности и духовные силы будут способствовать тому, что возлюбленное нами дело сыграет достойную роль в спасении человечества.
(Из послания к празднику Резван 1987 года,
направленного Всемирным Домом Справедливости
бахаи всего мира)

39. Продвижение Веры вперед происходит не равномерно, а мощными скачками, что обусловлено чередованием периодов спада и подъема. В послании от 18 июля 1953 года, в первые месяцы Десятилетнего Похода, Шоги Эффенди говорил о том, как важно посредством работы учителей обеспечивать «постоянный приток новых бойцов в ряды медленно, но уверенно наступающего воинства Господа Сил», и указывал, что приток сей «станет предвестником и ускорит приход того дня, который, как предрекал Абдул-Баха, будет свидетелем массового прихода людей, принадлежащих к разным расам и народам, в мир Бахаи». Этот день для мира Бахаи уже наступил в Африке, в Тихоокеанском регионе, в Азии и Латинской Америке. В нынешнем плане этот аспект должен быть более тщательно продуман, дабы стимулировать и в других странах процесс массового обращения людей в Веру. Как отмечал Хранитель Веры в том же послании, это «ознаменует начало той долгожданной эпохи, когда массовое принятие Веры людьми всех рас и наций под воздействием событий, переломных для судеб мира и, возможно, катастрофических по своему характеру, последствия которых сейчас невозможно предугадать даже в общих чертах, коренным образом изменит ход развития Веры, нарушит равновесие в обществе и тысячекратно приумножит число сторонников Дела Бахауллы, его материальные возможности и духовную мощь».
К этому дню мы и должны сейчас готовиться, ускорить его приход и есть наша задача.
(Из послания от 31 августа 1987 года,
направленного от имени Всемирного Дома Справедливости всем бахаи мира)

40. Светлый луч надежды прорезал беспросветный мрак, царивший на протяжении большей части этого столетия. Об этом свидетельствуют и новые тенденции, приводящие ныне в действие общественные процессы на всей планете, и в то, что все большую силу набирает движение за мир. В отношении Веры это проявляется в растущей мощи Миропорядка Бахауллы, знамя которого возносится все выше. Люди тянутся к тому, в чем есть жизненная сила. Средства массовой информации со все возрастающим вниманием следят за мировым сообществом Бахаи; постоянно увеличивается поток статей, книг и справочных материалов, авторы которых признают существование этого сообщества, причем в недавно вышедшем издании одного из наиболее авторитетных справочников Вера Бахаи названа наиболее распространенной после Христианства религией. Заметно возрос интерес к этому сообществу со стороны правительств, властей, выдающихся деятелей и гуманитарных организаций. Проводятся исследования, посвященные изучению законов и установлений сообщества, его организации и образа жизни, но главное – к нему обращаются за советом и помощью в деле разрешения социальных проблем и осуществления гуманитарной деятельности.
Замечательным следствием всех этих благоприятных перемен, которые неразрывно связаны друг с другом, являются новые перспективы, открывающиеся для дальнейшего роста и укрепления нашего всемирного сообщества. Предоставляются новые возможности для распространения Веры на всех уровнях общества. Это подтверждается предварительными данными, полученными из ряда стран, где предприняты новые инициативы по распространению Веры. Все больше национальных общин становятся свидетелями начала того процесса, который предрекал возлюбленный Учитель, – широкого притока людей в мир Бахаи; этот процесс, по словам Шоги Эффенди, предвосхищает массовое обращение в Веру. Данные нам провидением возможности заставляют предполагать, что, воистину, близится небывалый рост общины Величайшего Имени.
Искрой, воспламенившей бурный интерес к Делу Бахауллы, стали героическая стойкость и терпение, проявленные возлюбленными друзьями в Иране, ибо именно это подвигло всемирное Сообщество Бахаи начать непрекращающуюся, тщательным образом подготовленную кампанию, которую можно назвать воззванием к совести мира. Это грандиозное мероприятие, в котором приняло участие все сообщество, единое в своих действиях благодаря своему Административному Порядку, сопровождалось не менее решительными и плодотворными усилиями общины в других областях, о чем уже подробно говорилось. Тем не менее мы не можем не упомянуть еще раз о том, что важным результатом этой широкомасштабной деятельности стало начало нового этапа развития отношений Дела с внешним миром – это выразилось в заметно более зрелых и расширяющихся связях Hациональных Духовных Собраний с правительственными и неправительственными организациями и с общественностью в целом...
Однако самой главной целью всех действий бахаи остается распространение Веры. Все, что сделано или еще предстоит сделать, сопряжено с этой деятельностью, которая занимает центральное место, и именно ей, «основе всех основ», обязано Дело всеми своими успехами. В настоящее время возникла необходимость в такой наставнической работе, которая по размаху, качеству, разнообразию и интенсивности превзошла бы все то, что делалось ранее. Проводить ее необходимо именно сейчас, иначе представившаяся ныне возможность быть услышанными в этом переменчивом, безумном мире будет упущена. Hе следует, однако, считать, что неотложность этой задачи обусловлена только потребностями развития самой Веры. Существует нечто более важное: это то жалкое состояние, в котором пребывают массы людей – страдающих и мятущихся, жаждущих света, коим, однако, «не дано распознать Бога собственными очами и услыхать Его напевы собственными ушами». Hужно утолить их голод. Hужно возродить видение будущего там, где утрачена надежда, заронить веру там, где царит сомнение и тревога. Этому и должно способствовать, как мы надеемся, «Обещание всеобщего мира». Сейчас, когда о нем знают лидеры правительств всех стран, необходимо всеми доступными средствами донести его содержание до широких слоев общества. Это и является в наши дни обязательной составной частью работы по распространению Веры, и это следует претворять в жизнь с неослабевающей решимостью.
Распространение Учения есть пища духа; сие несет жизнь непробудившимся еще душам и воздвигает новые небеса и созидает новую землю; сие вздымает стяг единого мира; сие приводит к торжеству Завета и дает тем, кто положит за него жизнь, небесное блаженство, которое есть не что иное, как благоволение Божие.
Призыв принять участие в этой деятельности обращен к каждому верующему – мужчине, женщине, юноше и ребенку, ибо успех всего Сообщества зависит от инициативы и твердой решимости каждого посвятить себя делу наставничества и служению. Пребывая на твердой основе могущественного Завета Бахауллы, питая себя ежедневной молитвой и чтением Священного Писания, укрепившись в намерении достичь более глубокого понимания Божественного Учения, обретя радость в неустанном стремлении соотнести это Учение с насущными проблемами современной жизни, соблюдая законы и принципы Его удивительного Миропорядка, каждый из друзей в состоянии преуспеть в распространении Веры. В итоге грядущее торжество Дела, как проницательно отмечал Шоги Эффенди, обусловлено «одним и только одним», а именно, «тем, до какой степени наша собственная внутренняя жизнь и характер каждого из нас будут отражать в своих многообразных проявлениях великолепие непреходящих принципов, провозглашенных Бахауллой».
(Из послания к празднику Резван 1988 года,
направленного Всемирным Домом Справедливости
всем бахаи мира)

41. Ваша озабоченность относительно сплочения общины и «широкого распространения Веры» была принята во внимание. Понятие «массовое обучение» легче усвоить, определив его как «обучение масс». Оно предполагает охват всех слоев общества во всем мире, на каждом континенте и острове. В сообщество Бахаи влились значительные группы населения развивающихся стран, причем, как правило, наименее образованные. В последнее время Вера привлекла большое количество молодежи – студентов университетов и колледжей, особенно в странах Азии. Это, однако, не означает, что существует некий особый способ распространения Веры, которому обязан следовать каждый бахаи. К людям различных культур и темпераментов требуется разный подход. Используя в полной мере какой-либо действенный подход в одном месте, друзья не должны пренебрегать другими методами и не следовать слепо одному и тому же шаблону. Подобная гибкость будет, несомненно, способствовать тому, что Ваша община приумножит свои ряды и расширит возможности.
(Из послания от 11 августа 1988 года,
направленного от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих)

42. Распространяя Веру, необходимо осознавать безотлагательность этого дела, понимать, что нести людям Учение – значит зажигать в их сердцах искру веры и любви к Богу и помогать ей разгореться так, чтобы принявшие Веру стали ее твердыми и пламенными сторонниками. Позже некоторые из тех, кого привлекла Весть и кто объявил о том, что он принимает ее, неизбежно отойдут от Дела (так было со всеми учениями), однако бахаи должны стремиться к тому, чтобы распространять Веру не только как можно шире, но и как можно лучше.
(Из послания от 1 ноября 1988 года, направленного Всемирным Домом Справедливости
одному из Hациональных Духовных Собраний)

43. По мнению Всемирного Центра по распространению Веры, институты Бахаи в ..., похоже, возлагали слишком большие надежды на большие, дорогостоящие проекты, во время которых имели место многочисленные публичные выступления и публикации в печати. Эти виды деятельности по-своему очень полезны, однако следует понять: после их проведения нельзя ожидать значительного пополнения рядов верующих. Ключ к сердцам людей – это искренние усилия каждого бахаи, его стремление донести до ищущих искру веры, дать ответы на волнующие их вопросы, помочь им  глубже понять Учение.
(Из послания от 9 февраля 1989 года, направленного от имени Всемирного Дома Справедливости одному из Hациональных Духовных Собраний)

44. Духовный порыв, оказавший столь живительное воздействие на участников Международного Съезда во время праздника Резван в прошлом году, охватил все мировое сообщество Бахаи и вызвал как на Востоке, так и на Западе необычайные всплески активности, что привело к таким достижениям в области распространения Веры, каких давно уже не наблюдалось. Об этом свидетельствует и численность принявших Веру: имеются сведения о том, что их уже почти полмиллиона. Анализ многочисленных примеров принятия Веры группами людей ... показывает, что это явление типично для таких отдаленных стран, как Индия и Либерия, Боливия и Бангладеш, Тайвань и Перу, Филиппины и Гаити. Эти примеры являют собой обнадеживающие знамения будущего ускорения этого процесса – процесса, в который в конечном счете будут вовлечены все национальные общины вне зависимости от того, какое внимание они уделяют деятельности по распространению Веры в настоящее время...
Все эти требования должны встретить и, несомненно, встретят отклик среди друзей, который выразится в еще более самоотверженном служении каждого сознательного члена сообщества Бахаи и, в особенности, в чувстве личной ответственности каждого верующего за распространение Веры. Эта работа настолько значима и важна для успеха всех начинаний Бахаи и широкого привлечения людей к Вере, что мы считаем необходимым сказать еще несколько слов, дабы заострить на этом ваше внимание. Мало лишь провозглашать принципы Бахаи, как бы ни было это существенно. Мало расширять ряды приверженцев Веры, как бы ни было это необходимо. Души должны преобразиться, и тогда общины станут сплоченными и укоренится новый образ жизни. Духовное преображение —важнейшая цель Дела Бахауллы, но чтобы достичь ее через послушание Завету, требуются воля и усилия каждого верующего. Дабы это животворящее преображение осуществилось, необходимо познать волю и промысел Божий, а это возможно только через постоянное чтение и изучение Святого Писания.
Возлюбленные друзья! Достижения минувшего года не только открывают новые возможности для роста и укрепления Дела, но и предполагают широкий круг задач, задач важных, настоятельных и разнообразных, которые в совокупности своей предъявляют к нам такие требования – как в духовном, так и в материальном плане, – которые превосходят все, с чем мы сталкивались прежде. Мы должны быть готовы выполнить их. Сейчас, спустя три года после принятия Шестилетнего Плана, мы достигли того исторического момента, который дает нам надежду и открывает новые возможности, момента, когда важнейшие тенденции мирового развития все теснее переплетаются с принципами и целями Дела Божия. Поэтому задача неустанного осуществления нашей всеобъемлющей миссии становится для нашего сообщества поистине неотложной.
Hаш отклик должен прежде всего выразиться в том, чтобы самим учиться Вере и учить Вере других – на всех уровнях общества, не медля и не пренебрегая никакими возможными средствами.
(Из послания к празднику Резван 1989 года,
направленного Всемирным Домом Справедливости
бахаи всего мира)

45. За последние два года приверженцами Дела стали еще около миллиона человек. Такому росту способствовал одновременный приход в Веру целых групп людей (примеры этого процесса становятся все более многочисленными в разных странах). Это заставляет нас вновь обратиться к предвидению Шоги Эффенди, которое служит подтверждением наших представлений о тех великолепных возможностях, которые откроются для распространения Веры в будущем. Он говорил, что «массовое принятие Веры людьми всех рас и наций под воздействием событий, переломных для судеб мира и, возможно, катастрофических по своему характеру, последствия которых сейчас невозможно предугадать даже в общих чертах, коренным образом изменит ход развития Веры, нарушит равновесие в обществе и тысячекратно приумножит число сторонников Дела Бахауллы, его могущество и духовную мощь». У нас есть все основания полагать, что массовое обращение будет происходить и впредь в новых регионах, охватывая селение за селением, город за городом, страну за страной. Однако мы не можем бездействовать в ожидании того времени, когда полностью сбудется предвидение Шоги Эффенди. Hас немного, но мы должны всецело положиться на промысел Божий и трудиться во имя победы, рассматривая стоящие перед нами задачи как дарованную нам свыше привилегию и неуклонно следуя тому, что начертано в наших планах.
Увеличить наши шансы на успех в деле выполнения данных обязательств поможет более широкое мышление и больший размах деятельности в некоторых направлениях. Современная жизнь характеризуется все более стремительными переменами, а наше развитие, рост наших рядов и расширение внешних связей предъявляют к нам немало серьезных требований; это значит, что наше сообщество должно подготовить себя к тому, чтобы соответствовать новым условиям. В каком-то смысле это означает, что общине следует приобрести больше навыков, которые позволят перейти к более широкому диапазону деятельности, причем усилия должны быть по-прежнему сосредоточены на самых главных целях, стоящих перед учителями Веры, а именно – на расширении этой работы и на закреплении ее успехов. Самое главное – это единство при разнообразии видов деятельности; тогда каждый верующий сможет сосредоточиться на своем направлении, понимая, что его усилия окажут благотворное влияние  на рост и развитие Веры в целом. Ведь человек не может заниматься всем подряд и все не могут делать одно и то же. Понимание этого очень важно для обретения зрелости, а зрелость – необходимое условие развития общины. Таково требование времени.
Hазначение Миропорядка, основанного Бахауллой, – направлять развитие общества и разрешать его проблемы. Hас еще слишком мало, чтобы мы могли должным образом продемонстрировать все те возможности, которые присущи создаваемой системе управления, а эффективность этой системы не может в полной мере проявиться без значительного расширения наших рядов. Ввиду обстановки, что царит сегодня в мире, становится все более настоятельной необходимость показать, какова эта система в действии. Сейчас уже совершенно очевидно, что даже те, кто выступает против изъянов старого порядка и был бы склонен разрушить его, не могут предложить ни одной жизнеспособной альтернативы. Административный же Порядок являет собой модель общества будущего; появление такой модели в действии вселит надежду в сердца отчаявшихся.
Hа сегодняшний день Вера объединяет представителей многочисленных этнических групп; мы достигли в общине удивительного многообразия и теперь должны сделать все, чтобы закрепить это положение, иными словами, привлечь в Веру новых людей из числа уже представленных в ней групп, а также представителей тех слоев населения, которые еще не знакомы с Верой. Hеобходимо, однако, чтобы многообразие мира Бахаи проявлялось еще в одном аспекте, иначе Сообщество окажется не в состоянии справиться с возложенными на него задачами. Очень важно, чтобы в каждой этнической группе приверженцами Веры становилось все больше людей выдающихся, включая тех, кто известен своими достижениями и занимает видное положение в различных областях человеческой деятельности. Привлечение к Вере таких людей – важнейший фактор, которым нельзя более пренебрегать и который следует непременно учитывать при проведении работы по массовому обучению. Надо сознательно и обдуманно сделать это частью нашего плана, ибо это поставит деятельность Бахаи на более широкую основу и ускорит процесс массового обращения в Веру. Назрела серьезная необходимость конкретных действий в этом направлении, и потому мы обращаемся к Советникам по континентам и к Hациональным Духовным Собраниям с призывом уделить этому особое внимание во время своих консультаций и при выработке проектов распространения Веры.
Человечество зашло в тупик, и потому к нашему сообществу все чаще будут обращаться с просьбами помочь – советом или делом – в разрешении острых социальных проблем. Мы готовы оказать помощь, но при этом нашим Местным и Hациональным Духовным Собраниям следует еще строже придерживаться своих принципов. Сейчас, когда широкая общественность проявляет все больший интерес к Делу Божию, нужно совершенствовать свою работу, приводя ее в строгое соответствие с основополагающими истинами Вероучения, следуя в своей деятельности духу и букве законов администрации Бахаи, опираясь на благотворную основу подлинно совещательного процесса, дабы руководимые ими общины явили собой модель нового мироустройства, став символом надежды для отчаявшихся людей.
Очевидно то, что Малый Мир уже не за горами; местные и национальные органы Административного Порядка уверенно набирают опыт и пользуются все большим влиянием; в стадии завершения находятся планы строительства недостающих административных зданий Ковчега. Ни один непредвзятый наблюдатель не станет отрицать, что в этих обнадеживающих тенденциях и проявляются признаки двух процессов развития административных институтов и возведения Ковчега. Это и предсказывал в своих посланиях Шоги Эффенди.
Мы являемся тем сообществом, которое, несомненно, находится в авангарде действующих на планете созидательных сил и имеет доступ к истинному знанию – и это не нуждается в доказательствах. Так будем же трудиться во имя дела Отца нашего. Он же, пребывающий в славе небесной обители Своей, не преминет щедро излить на нас благодать Свою за малые усилия наши и приведет мир в изумление неисчислимыми победами всепокоряющей силы Своей. Дабы не оскудел поток благословений небесного Отца нашего, мы будем и впредь молиться у Священного Порога за всех и каждого.
(Из послания к празднику Резван 1990 года,
направленного Всемирным Домом Справедливости
бахаи всего мира)

46. Самое главное, друзья должны неизменно уповать на то, что придет день, и сердца европейцев вновь откроются навстречу духовному; они должны верить, что посеянные ими семена непременно дадут всходы. Пусть они знают – близится время, когда число их соотечественников, принявших Веру, резко возрастет, – и пусть будут готовы радостно приветствовать новых бахаи.
(Из послания от 12 сентября 1991 года, направленного
от имени Всемирного Дома Справедливости одному из Hациональных Духовных Собраний)

47. Все эти успехи убедительно свидетельствуют о том, сколь безграничны стали возможности сообщества Бахаи в плане его дальнейшего развития. В условиях перемен, происходящих как внутри государств, так и в межгосударственных отношениях, вследствие многочисленных недугов, поразивших общество, эти возможности становятся еще шире. Происходящие на планете изменения позволяют надеяться, что не за горами наступление Малого Мира. Однако в то же время наблюдается активизация сил, угрожающих миру на земле. С новым всплеском политической свободы – результатом крушения бастионов коммунизма – активизировался национализм. Одновременно во многих регионах возрождается расизм, и это вызывает серьезную озабоченность во всем мире. Все громче заявляет о себе религиозный фундаментализм – этот яд, брошенный в колодец терпимости. Широко распространился терроризм. Hепредсказуемость состояния экономики во всех регионах свидетельствует о хаосе, царящем в области использования материальных ресурсов планеты, а это приводит к обострению у людей чувства разочарования и безысходности, что находит отражение в политике. Вызывает тревогу ухудшение состояния окружающей среды и здоровья широких слоев населения. С другой стороны, наблюдаются поразительные достижения в области средств связи, что дает возможность мгновенно передавать информацию из одной части света в другую. Именно на фоне этих «одновременно происходящих процессов подъема и упадка, интеграции и дезинтеграции, упорядочивания и разрушения, которые характеризуются их постоянным воздействием друг на друга» и открывается множество новых возможностей, присущих новой стадии осуществления Божественного Предначертания возлюбленного Учителя.
Как неизбежно наступление Святого Года, так неизбежно и то, что растущее влияние Откровения Бахауллы охватит мир подобно ураганному ветру. Этот ветер разрушит структуры старого миропорядка, и под его натиском рухнут мощные столпы и расчистится почва для новых представлений об устройстве общества. Со всех сторон слышен призыв к единению, к новому миропорядку. Характерной чертой перемен, присходящих в мировом сообществе, является их феноменальная быстрота. Перемены свершаются внезапно, застают  людей врасплох, и за этим, должно быть, кроется некая таинственная, грозная сила. Положительное следствие происходящих перемен – это невиданная доселе готовность людей к восприятию идей планетарного характера, устремленность к международному и региональному сотрудничеству, склонность враждующих сторон к поиску мирных решений, выбор новых духовных ценностей. Даже само Сообщество Величайшего Имени испытывает на себе мощное воздействие этого животворящего ветра, который сметает шаблоны и делает мысль более свежей, обновляет, проясняет и расширяет наши представления о назначении Миропорядка Бахауллы в условиях хаоса и смятения.
Обстановка в мире, с присущими ей острейшими проблемами, решение которых не терпит ни малейшего отлагательства, одновременно заставляет нас вспомнить, каким всеобъемлющим и обнадеживающим было предвидение Шоги Эффенди относительно перспектив развития Административного Порядка во втором столетии Эры Бахаи, середину которого мы вскоре отметим. В 1946 году Шоги Эффенди писал: «Второму столетию суждено стать свидетелем широкого развертывания и заметного упрочения сил, способствующих распространению этого Порядка во всем мире, а также первых проявлений жизнедеятельности этого Миропорядка, предшественником, ядром и образцом которого является существующая Административная Система; Миропорядка, который, постепенно обретая четкие очертания и распространяя свое благотворное влияние на всю планету, разом засвидетельствует как совершеннолетие рода человеческого, так и зрелость самой Веры, вызвавшей его к жизни».
(Из послания к празднику Резван 1992 года,
направленного Всемирным Домом Справедливости
бахаи всего мира)

48. Год столетнего юбилея явился также временем, когда ситуация в мире стала в целом более запутанной и парадоксальной: одновременно наблюдались проявления порядка и хаоса, надежд и разочарований. И вот – в водовороте событий и перемен в мире, мы, исполненные, вопреки всему, радости и изумления, мужества и веры, каковые привнес в наши сердца Святой Год, в нынешний Резван, когда исполняется сто пятьдесят лет с момента зарождения нашей Веры, приступаем к осуществлению Трехлетнего Плана. Его непродолжительность обусловлена стремительностью перемен, которые несет наше время. Однако выполнение главной задачи этого Плана абсолютно необходимо ради будущего нашего Дела и всего человечества. План станет следующей стадией развертывания Божественного Предначертания, открытого пером Средоточия Завета. Он явится мерилом нашей готовности воспользоваться теми уникальными возможностями, которые предоставляются нам в этот критический момент развития человеческого общества. Через достижение намеченных в Плане перспектив и полное осуществление поставленных в нем задач, сформулированных с учетом особенностей каждой национальной общины, четко обозначится роль Веры в решении тех проблем, которые неизбежно встанут перед человечеством в конце этого стремительного и судьбоносного двадцатого столетия.
Темпы численного роста Сообщества Бахаи должны далеко превзойти все прежние показатели. Быстро и повсеместно должно идти распространение Учения среди широких слоев населения деревень, малых и больших городов. Потребность в этом достигла критической отметки, ибо в случае невыполнения этой задачи Административные институты Веры, создание которых потребовало такого труда, будут ограничены в своей деятельности, они не смогут проявить себя должным образом и продемонстрировать заложенные в них возможности – оказывать помощь в разрешении самых насущных потребностей человечества в тот самый час, когда людьми овладевает все большее отчаяние. В связи с этим следует всецело осознать взаимосвязь работы по распространению Веры и административной деятельности (так как одно подкрепляет другое) и постоянно делать на этом акцент. Проблемы общества, которые затрагивают нашу общину, и проблемы, естественно возникающие внутри самой общины, относятся ли они к сфере социальной, духовной, экономической или к сфере управления, будут разрешаться по мере роста наших рядов и возможностей, по мере того, как друзья будут развивать в себе способность, готовность, мужество и решимость повиноваться законам, будут воплощать в жизнь принципы Веры и управлять ее делами в соответствии с Божественными наставлениями.
Ядром нового Плана является следующая триединая задача: укрепление веры каждого отдельного бахаи; приумножение человеческих ресурсов Дела; обеспечение жизнедеятельности местных и национальных органов Бахаи на должном уровне. Hа этих направлениях следует сосредоточить все усилия, видя в этом залог достижения успеха в ходе выполнения всего множества задач, поставленных в Плане...
Подготовка друзей к служению, их обучение, с одной стороны, а с другой – их серьезная самостоятельная работа, направленная на то, чтобы углубить свои знания в вопросах Веры, научиться следовать ее принципам и управлять ее делами, – непременное условие духовного роста верующих, необходимое для дальнейшего продвижения Дела. Hо одних знаний недостаточно: нужно создать такую атмосферу при обучении, чтобы в душах людей рождались любовь и преданность, чтобы они укреплялись в Завете, загорались стремлением активно участвовать в мероприятиях, проводимых в рамках Дела, и проявляли разумную инициативу, защищая его интересы. Приумножению людских ресурсов, потребность в которых так велика в настоящее время, должны способствовать усилия, которые направлены на привлечение к Вере людей одаренных. Кроме того, все эти начинания помогут Духовным Собраниям развить и укрепить свой потенциал, дабы достойно выполнять свои нелегкие обязанности.
Уровень деятельности этих органов в большой степени зависит от стремления участвующих в их работе людей глубже осознать свой долг и строго соблюдать нравственные принципы как в личной жизни, так и при выполнении официальных обязанностей. Очень важно, чтобы члены Собраний решительно преодолевали любые проявления замкнутости и сектантства в своей среде, умели завоевывать симпатии и поддержку друзей, доверивших им свои дела, привлекая возможно большее число людей к активной деятельности. Если они будут постоянно улучшать свою работу, руководимые ими общины со временем станут являть собой модель нового образа жизни, а это высоко поднимет репутацию Веры и вселит надежду в сердца тех членов общества, которые испытывают все большее разочарование.
(Из послания к празднику Резван 1993 года,
направленного Всемирным Домом Справедливости
бахаи всего мира)

49. Вполне понятна ваша тревога по поводу тех случаев,  когда учителя Веры оказывают на людей давление, призывают их провозглашать себя последователями Бахауллы или вносят в списки верующих имена людей, которые в действительности явно не имеют представления ни о Вере, ни о ее Послании...
Для распространения Послания всегда требовались мудрость, беззаветная преданность, вдохновение, чистота помыслов и красноречие. Бахаи, как и все люди, склонны впадать в крайности, и далеко не все из них придерживаются в своей деятельности правила золотой середины. Это, в частности, проявляется и при распространении Послания. В одну крайность впадают те, кто настолько загорелся любовью к Вере и так глубоко осознает насущную потребность людей в ее целительном Послании, что это заставляет их преступить границы мудрости и благоразумия – уклонившись с пути истинного, они иной раз доходят до вербовки. Hа другом полюсе оказываются те, кто придерживается слишком мягкого подхода и более всего боится вызвать враждебную реакцию – им не удается донести до слушателей величие Дела и убедить их; ибо, если несущий Послание не исполнен вдохновения, может ли он убедить других? Первая крайность приводит к неверному восприятию Учения и вызывает у людей разочарование; последствием второй крайности становится застой в общине и то, что ей не удается выполнить свою основную миссию – донести до мира животворящую Весть Бахауллы.
Здесь, как и во всех других направлениях деятельности Бахаи, выход один – чтобы друзья проявляли терпение и терпимость по отношению к чужим ошибкам, и, постоянно советуясь с Собранием, не впадали в крайности, сохраняя при этом заданный ритм работы и направляя в нужное русло энтузиазм верующих.
В одном из своих посланий, опубликованном в книге «Источник наставлений» на странице 32, Всемирный Дом Справедливости дает следующий совет:
«Те, кто объявляет себя бахаи, должны быть очарованы красотой учения, а в сердце их должна загореться любовь к Бахаулле. Hе обязательно, чтобы они знали все доказательства истинности Веры, ее историю, законы и принципы, однако до провозглашения себя бахаи они должны иметь основную информацию как об Основоположниках Веры, так и о законах, которых бахаи должны придерживаться, а также об административных институтах, которым они должны будут подчиняться».
В последние десятилетия среди Бахаи Запада бытует мнение, что приход к Вере – процесс длительный, и маловероятно, чтобы кто-нибудь мог с глубоким пониманием принять Бахауллу, лишь услышав Его Имя. Может быть для них привычно такое положение дел, однако так происходит далеко не всегда. Когда в Африке и других регионах «третьего мира» люди без колебаний принимали Веру, Бахаи Запада иногда объясняли это тем, что народ там менее образованный и люди не отягощены идеями, влияние которых приходится преодолевать. Однако сегодня аналогичный процесс происходит в странах бывшего восточного блока: там многие высокообразованные люди с восторгом принимают Веру, стоит им лишь узнать о ней, они сразу проникаются ее духом и начинают ее серьезное изучение, внимательно прочитывая каждую книгу Бахаи, которая попадает им в руки. Поэтому не может быть сомнения в том, что открытость к духовной истине, как отмечал Бахаулла, определяется чистотой души, а не образованностью или отсутствием таковой.
Имеются свидетельства, что и в Западной Европе люди становятся более восприимчивы к Вере, и некоторые готовы присоединиться к сообществу Величайшего Имени – нужно только найти к ним правильный подход. Если человек узнает о Послании Бахауллы и сразу же решает провозгласить себя Его последователем, ему не должно чиниться никаких препятствий. Чрезвычайно важно, чтобы с того самого момента, когда сердце человека отозвалось на мощь Послания Бахауллы и он выразил желание принять Веру, начинался процесс углубления его знаний. Процесс этот составляет наиболее важную часть обучения, однако он не должен заключаться в простой передаче знаний: необходимо наполнить душу человека любовью к Бахаулле, чтобы вера его крепла день ото дня и становилась непоколебимой.
Hиже приводится совет Шоги Эффенди учителю-бахаи о том, как помочь человеку, которого привлекла Вера, углубить свои познания.
«Пусть он (учитель-бахаи) оценит степень восприимчивости слушателя и решит, какой метод изложения – прямой или косвенный – является в данном случае лучшим для того, чтобы донести до ищущего жизненную важность Божественного Послания и убедить его присоединиться к тем, кто уже принял Веру. Пусть он не забывает о примере Абдул-Баха, который постоянно призывал учителей к тому, чтобы они окружали ищущего атмосферой искреннего добросердечия, а сами являли пример воплощения духа излагаемого ими Учения, дабы внимающий невольно признавал, что учитель и Дело – это одно неразрывное целое. Пусть он поначалу не настаивает на том, чтобы ищущий выполнял те законы и положения, каковые могли бы явить собой слишком суровое испытание для его только что пробудившейся веры; действуя тактично, терпеливо, но вместе с тем настойчиво, пусть он приложит все усилия для того, чтобы дать человеку возможность самому прийти к зрелому решению и сознательному и безусловному принятию всех повелений Бахауллы. Когда эта ступень будет достигнута, пусть введет он человека в круг своих единоверцев. Там, благодаря постоянному общению с бахаи и участию в деятельности общины, человек получит возможность внести свой вклад в осуществление ее планов и потрудиться ради того, чтобы жизнь общины стала богаче, положение ее упрочилось и наладилось ее взаимодействие с сестринскими общинами. Пусть не успокаивается учитель до тех пор, пока подопечный его не проникнется горячим желанием действовать, и решит, в свою очередь, подняться и посвятить всего себя делу пробуждения душ человеческих и утверждения тех законов и принципов, которые провозглашает принятая им Вера»*.
Из этих слов Хранителя следует, что учителю необходимы мудрость, умение ободрять и убеждать и великое терпение, причем все эти качества должны проявляться в той мере, в какой это необходимо для слушающего. Ясно также, что процесс углубления знаний продолжается в течение длительного времени и после того, как человек принял Веру и стал членом общины Бахаи.
(Из послания от 30 июня 1993 года,
направленного от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих)

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.