Литература

Adabiyot

III. Применение принципа равенства в семейной жизни

Выдержки  из  Писаний  Бахауллы


   Во имя Бога, Несравненного! О служанка Бога! Стойкость в Деле упомянута в Скрижалях и изложена Пером Ветхого Днями. Возблагодари Возлюбленного мира за то, что ты обратилась к Нему сердцем и возносишь Ему хвалы. Многие мужи в сей день удалены от поминания Всеоделяющего Бога и признания Его истины, тогда как многие женщины устремили свой взор к Небосклону Всевышнего и украсили себя одеждами любви к Желанию мира. Се милость Божия, кою Он дарует, кому пожелает. Клянусь Дневною Звездой древних тайн! Напоенные сладостью ароматы всякого дыхания, повеявшего в любви к Богу, доносятся до двора присутствия Господа Откровения. Никогда вознаграждение за добрый поступок не было и не будет потеряно. Благословенна ты, дважды благословенна! Ты сочтена среди тех служанок, коим любовь к роду своему не помешала достичь берегов Моря Благодати и Милости. Если угодно будет Богу, ты вечно пребудешь под сенью благосклонности Всемилостивого и уверишься в Его щедрости. Славь Истинного и радуйся Его нежной заботе.
   Мир преходящ, и лишь любовь Божия длится вечно. Если будет на то воля Божия, ты будешь обращаться вкруг Истинного в каждом мире из Его миров и освободишься ото всего, помимо Него.53


Из Скрижали, явленной на персидском и арабском языках


   Все должны познать блеск солнца несомненности - и в сем смысле достичь его, и пребывать осиянным им: женщины и мужчины были и всегда будут равны в глазах Бога. Заря Божиего Света изливает свое сияние на всех с равной лучезарностью. Воистину, Бог создал женщин для мужчин, а мужчин для женщин. Самые любимые из людей в глазах Бога суть самые стойкие, и те, что превзошли других в своей любви к Богу, да возвысится Слава Его...
   Друзья Бога должны украситься узором справедливости, беспристрастности, доброты и любви. Как они не позволяют себе покоряться жестокости и злодейству, так в равной мере не должны они позволять, чтобы подобной тирании подвергались служанки Божии. Воистину, Он речет истину и заповедует то, что полезно для Его слуг и служанок. Он есть Защитник всех в мире сем и в мире грядущем.54


Из Скрижали, явленной на персидском и арабском языках


Выдержки  из  Писаний
и Речений Абдул-Баха
   Бог - нет равного Ему - сотворил женщину и мужчину, дабы жили они в теснейшем дружестве и были словно одна душа. Они суть два помощника друг другу, два близких товарища, каждый из которых должен заботиться о благополучии другого.
   Будь это так, пройдут они по жизни сей, исполненные совершенной радости и блаженства, с покоем в душе, и снискают они Божественную милость и благословение в Царствии небесном. В противном же случае суждено им прожить свою жизнь в великой горечи, когда каждую минуту будут призывать они смерть, и устыдятся они на небесах.
   Стремитесь же, соединившись сердцем и душой, жить друг с другом как голуби в гнезде, и да удостоитесь благословения в обоих мирах.55


Избранное из Писаний Абдул-Баха, № 92,  сс. 109-110


   ...следуя наставлениям Божиим и священному Закону, вскармливайте чад своих с самого младенчества молоком гармоничного всестороннего воспитания и растите их с первых дней так, чтобы в глубине их сердец, в самом нраве их прочно заложить основы образа жизни, в малом и большом соответствующего Божественному Учению.
   Ибо матери - это первые наставники, первые учителя; и, воистину, от матери зависит счастье, будущие достижения, добрый нрав, образование и образ мыслей, разумение и вера юного существа.56


Избранное из Писаний Абдул-Баха, № 96,  сс. 112-113


   На отца и мать возложена обязанность не жалеть трудов, воспитывая чад своих, вскармливать их молоком знания, обучать наукам и искусствам. Родители, что пренебрегают этим, будут призваны к ответу и предстанут пред суровым ликом Господа, порицающим их.57


Избранное из Писаний Абдул-Баха, № 98, с. 113


   О матери любящие, знайте, что в глазах Бога высшее служение Ему есть воспитание детей и наставление их во всех совершенствах человеческих; и благороднее дела невозможно себе представить.58


Избранное из Писаний Абдул-Баха, № 114, с. 124.


   Поразмыслите, какой лад в семье, когда в ней царит согласие; сколь велики достижения членов такой семьи, каких успехов добиваются они в жизни. Их дела в полном порядке, они наслаждаются покоем и миром, их не терзает неуверенность, их положение надежно, окружающие им завидуют. Таковое семейство день ото дня все более процветает, и возвышается честь его.59


 Избранное из Писаний Абдул-Баха, № 221, сс. 244-245


   Вы спрашивали, способен ли муж удержать свою жену от принятия Божественного света или жена отвратить мужа от достижения Царствия Божиего. В действительности никто из них не может воспрепятствовать другому войти в Царствие,- только если муж имеет чрезмерную привязанность к жене или жена к мужу. На самом деле, когда один из них поклоняется другому, переставая тем самым поклоняться Богу, тогда один может закрыть другому дорогу в Его Царствие.60


"Family Life", 1982 U. K. Publishing Trust, p. 8


   Вопрос: Каких взглядов придерживается Ваше вероучение на семейные отношения?
   Ответ: Согласно Учению Бахауллы, семья, будучи союзом людей, должна получать воспитание в соответствии со священными заветами. Семью должно научить всем добродетелям. Необходимо постоянно помнить о целостности семейных уз, и права отдельных членов семьи не должны нарушаться. Права сына, отца, матери - ни одно из них не должно ущемляться, ни одним из них нельзя пренебрегать. Сын имеет определенные обязательства по отношению к отцу, но точно также и отец имеет определенные обязательства по отношению к сыну. Мать, сестра и другие члены семьи имеют свои привилегии. Все эти права и привилегии должны охраняться, и при этом необходимо поддерживать единство семьи в целом. Беда одного должна считаться бедой для всех; радость одного - радостью для всех; честь одного - честью всех.61


"The Promulgation of Universal Peace", 1982 U. S. edition, p. 168


Выдержки  из  писем,
написанных  от  имени  Шоги  Эффенди*
   Подобное разногласие во мнениях и убеждениях между мужем и женой вызывает сожаление, поскольку это, несомненно, ослабляет духовные узы, являющиеся оплотом уз семейных, особенно в трудные времена. Однако способ, каким это можно исправить, конечно, заключается не в таких действиях, которые вызывают отчуждение партнера. Одной из целей Дела является, в действительности, укрепление уз между домочадцами. Поэтому во всех таких случаях Учитель советовал подчиниться желаниям партнера и молиться. Молитесь, чтобы ваш муж постепенно увидел свет, и в то же время действуйте так, чтобы сблизиться с ним, а не восстановить его против вас. Когда эта гармония будет достигнута, Вы сможете служить беспрепятственно.62


15 июля 1928 г.


   Шоги Эффенди уверен, что в результате его телеграммы и настоящего письма ваша жена сможет уделять больше времени семье, но он также надеется, что Вы сможете помочь ей найти время и возможность служить Вере, которая столь дорога и близка ее сердцу и где ее служение столь ценно.63


19 июня 1931 г.


   Хранитель, высказывая свои замечания ... касательно отношений между родителями и детьми, женами и мужьями в Америке, хотел сказать, что в этой стране наблюдается тенденция к тому, что дети слишком независимы от желаний своих родителей и не выказывают им должного уважения. Также и жены иногда склонны чрезмерно доминировать над своими мужьями, что, разумеется, является неправильным не в меньшей степени, чем когда муж несправедливо доминирует над своей женой.64


22 июля 1943 г.


   Сохранение единства в семье является одним из главных положений в учениях Веры. Конечно, это не означает, что какой-то член семьи имеет право вмешиваться в религиозные убеждения другого члена семьи, и если это признается всеми, то можно с уверенностью сказать, что единство вполне возможно.65


6 июля 1952 г.


   Хранитель полностью одобряет Ваше желание служить пионером сейчас, чтобы помочь устанавливать Веру в еще не открытых областях, но Вы не должны идти против воли своего мужа и принуждать его отказаться ото всего, дабы Вы могли послужить Вере подобным образом. Мы должны учитывать желания и права тех, с кем мы тесно связаны в нашей жизни
   Если Ваш муж хочет, чтобы Вы остались, то, конечно, и в этом случае для Вас найдется широкое поле для обучения...66


31 июля 1953 г.


   В любой семье бахаи каждый, кого это касается, должен делать все возможное для ее сохранения, поскольку развод осуждается в Учении, тогда как гармония, единство и любовь считаются высшим идеалом в человеческих отношениях. Бахаи всегда должны держаться его, независимо от того, служат они пионерами или нет.67


9 ноября 1956 г., к Национальному Духовному Собранию Центральной Америки


Выдержки  из  писем,  написанных  от  имени Всемирного  Дома  Справедливости*
   То, что первым воспитателем ребенка является мать, не должно удивлять, поскольку именно на мать ребенок ориентируется с самого начала. Такой замысел природы ни в коем случае не умаляет роли отца в семье бахаи. И вновь - равенство статуса не означает идентичности функций.68


23 июня 1974 г.


   Рассматривая проблемы, с которыми сталкиваетесь вы и ваша жена, Дом Справедливости отмечает, что единство вашей семьи должно стоять на первом месте по сравнению с любыми другими соображениями. Бахаулла пришел, чтобы дать миру единство, и фундамент этого единства -единство семьи. Следовательно, мы должны помнить, что Вера предполагает усиление семьи, а не ее ослабление. В частности, служение Делу не должно вести к пренебрежению семьей. Вам непременно следует организовать свое время так, чтобы Ваша семейная жизнь была гармонична и ваша семья получала требуемое внимание.
   Бахаулла также подчеркивал важность совета. Мы не должны думать, что этот эффективный способ отыскания решения ограничивается лишь административными институтами Веры. Внутрисемейный совет, проводимый в духе откровенного и всестороннего обсуждения и вдохновляемый сознательным стремлением к умеренности и равновесию, может стать панацеей от всех семейных конфликтов. Жены не должны стараться господствовать над мужьями, равно как и мужья - над женами.69


1 августа 1978 г.


   Отметив, что Вы и Ваш муж консультировались по поводу семейных проблем с Вашим Духовным Собранием, но не получили никаких рекомендаций, а также обсуждали ситуацию с семейным консультантом, и тоже безуспешно, Дом Справедливости считает, что самое главное для Вашего мужа и Вас состоит в том, чтобы понять, что брак может быть источником благоденствия, рождающим чувство безопасности и духовного счастья. Однако это не случается само по себе. Чтобы брак превратился в приют счастья, необходимо сотрудничество партнеров по браку между собой и поддержка их семей...70


24 июня 1979 г.


   Все члены семьи имеют обязанности по отношению друг к другу и к семье в целом, и эти обязанности и ответственность меняются от одного члена семьи к другому, в зависимости от их естественных отношений. На родителей возложена непреложная обязанность - дать образование своим детям, но не наоборот; дети обязаны подчиняться родителям - но родители не подчиняются детям; мать, а не отец, вынашивает детей, вскармливает их в младенчестве, и потому является их первым воспитателем; поэтому дочери имеют приоритетное право на получение образования по сравнению с сыновьями и, как написал секретарь Хранителя от его имени: "Задача вырастить ребенка-бахаи, как это вновь и вновь подчеркивается в Писаниях Бахаи, является главной ответственностью матери, чья уникальная привилегия - воистину создать в своем доме такие условия, которые будут наилучшим образом способствовать его материальному и духовному благоденствию и процветанию. Подготовка, которую ребенок получает в самом начале от своей матери, составляет прочнейшее основание его будущего развития". Следствием такой обязанности матери является ее право на поддержку со стороны своего мужа,- тогда как муж не имеет явно выраженного права на поддержку со стороны своей жены...
   В любой группе, сколь бы ни были наполнены любовью ее совещания, всегда, тем не менее, останутся вопросы, по поводу которых иногда невозможно достичь согласия. В Духовном Собрании эта дилемма разрешается голосом большинства. Однако если в обсуждении участвуют только двое, как в случае мужа и жены, то никакого большинства быть не может. Существуют, поэтому, моменты, когда жена должна уступить своему мужу или муж - жене, но никто из них никогда не должен несправедливо доминировать над другим. Говоря кратко, отношения между мужем и женой должны быть такими, как это явлено в молитве Абдул-Баха, которую часто читают на свадьбах бахаи: "Воистину, они сочетаются в покорности воле Твоей. Дай им стать знамениями согласия и единства до скончания времен".
   Таковы взаимоотношения в семье; однако существует гораздо более широкая, по сравнению с домашними отношениями, сфера взаимодействий между мужчинами и женщинами, которую мы также должны рассматривать в контексте общества Бахаи, а не былых или нынешних социальных норм. Например, хотя мать - первый воспитатель ребенка, оказывающий наибольшее влияние на его развитие, отец также имеет обязанность воспитывать своих детей, и эта ответственность столь велика, что Бахаулла постановил - отец, не выполняющий этого, теряет право отцовства. Подобным же образом, хотя первейший долг поддерживать семью возложен на отца, это ни в коем случае не подразумевает, что жена должна всегда сидеть дома...71


28 декабря 1980 г., Национальному Духовному Собранию Новой Зеландии


   Вы, однако, спрашивали об особых правилах поведения для регулирования отношений между мужем и женой. Дом Справедливости не желает устанавливать такие правила и считает, что уже имеется соответствующее руководство, включенное в подборку выдержек по этому вопросу. Например, принцип, что права всех и каждого в семье должны соблюдаться, и рекомендация о том, что совет в духе любви должен стать главным лейтмотивом отношений, что все дела должны улаживаться в духе гармонии и любви и что бывают моменты, когда муж и жена должны уступать желаниям друг друга. При каких именно обстоятельствах должны иметь место такие уступки, каждая пара должна определить сама...72


16 мая 1982 г.


   Вы спрашиваете об увещевании о том, что каждый должен работать, и хотите знать, означает ли это, что Вы, жена и мать, должны зарабатывать на жизнь так же, как и Ваш муж. Нас просили включить в данное письмо отрывок "Двенадцатая Благовесть" из Скрижали Бахауллы "Бишарат".*  Как Вы видите, друзьям указано заниматься работой, полезной человечеству. Ведение домашнего хозяйства - высокочтимая и ответственная работа, имеющая основополагающую важность для человечества.73


16 июня 1982 г.


   Ваш вопрос о том, должны ли матери работать вне дома, полезно рассмотреть в свете концепции семьи бахаи. Эта концепция основывается на принципе, что мужчина в первую очередь обязан финансово поддерживать семью, в то время как женщина является первым и главным воспитателем детей. Это ни в коем случае не означает, что данные функции жестко закреплены и не могут изменяться и регулироваться в соответствии с конкретными семейными ситуациями, как и того, что место женщины ограничено домом. Напротив, хотя основные обязанности заранее распределены, предполагается, что отцы будут играть заметную роль в образовании детей, а женщины смогут также быть и кормильцами семьи. Как вы правильно заметили, Абдул-Баха поощрял женщин "на равных участвовать во всех делах мира".
   Что касается Вашего конкретного вопроса, решение о количестве времени, которое мать может тратить на работу вне дома, зависит от обстоятельств, существующих в семье, которые могут меняться со временем. Семейный совет поможет ответить на него...74


9 августа 1984 г.


   Огромная важность, которая придается роли матери, обусловлена тем фактом, что она есть первый воспитатель ребенка. Ее отношение, ее молитвы, даже ее питание и физическое состояние оказывают огромное влияние на ребенка, пока он находится в утробе. Когда ребенок рождается, это ее Бог наделяет молоком, которое является первой пищей, предназначенной для него, и подразумевается, что по возможности она должна быть вместе с ребенком, чтобы воспитывать и кормить его в самые первые дни и месяцы. Это не означает, что отец не любит ребенка, не молится или не заботится о нем, но поскольку его главная обязанность - обеспечивать семью, то время его общения с ребенком ограниченно, тогда как мать более близко связана с ребенком в этот период его интенсивного формирования, когда он растет и развивается быстрее, чем в любой другой период своей жизни. По мере того, как ребенок растет и становится более независимым, характер его отношений с матерью и отцом изменяется, так что роль отца возрастает.75


23 августа 1984 г., к двум верующим

 

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /home/u82801/public_html/bahai.uz/modules/mod_je_accordionmenu/helper.php on line 73