Литература

Adabiyot

I. Концепция равенства в вере бахаи

Выдержки  из  Писаний  Бахауллы


   О чада человеческие! Разве не ведаете вы, почему Мы сотворили вас из общего праха? Дабы никто не величался пред другим. Всякий миг размышляйте в сердцах ваших о том, как вы были сотворены. Поскольку Мы создали всех вас из единого вещества, надлежит вам быть как одна душа, шагать одной стопою, вкушать одними устами и пребывать в одной стране, дабы из сокровенной сущности вашей делами вашими и поступками являли вы знамения единства и суть отрешения. Вот Мой совет вам, о сонм лучезарных! Внемлите совету сему, да обрящете плоды святости от древа дивной славы.1


Сокровенные Слова. Издательский Фонд Бахаи
"Единение", СПб., 1998, № 68, с араб.


   Возвышен, безмерно возвышен Тот, Кто уничтожил различия и установил согласие. Славен, бесконечно славен Тот, Кто прекратил раздоры и предписал сплоченность и единство. Хвала Богу, Перо Всевышнего упразднило различия между слугами Его и служанками, и, совершенными щедротами Своими и всеобъемлющей милостью, даровало всем людям равный чин и положение. Он сокрушил хребет пустых измышлений мечом речения и всепроницающей силой могущества Своего изгнал опасности суетного мечтания.2


Из Скрижали, явленной на персидском языке


   О Моя служанка, Мой лист! Сей Гонимый услышал речь твою и то, что изрекли твой внутренний голос и уста, восхваляя твоего Господа. Праведностью Бога клянусь! То, чем обладают люди, и сокровища земные, и все собранное царями и правителями, не сравнится в сей день с воспеванием хвалы Ему. В сей славный миг о сем свидетельствует Господь Царствия. Услышав же стоны твои и рыдания, Мы отвечаем на них Скрижалью, возвышающей глас свой между землей и небесами и поминающей тебя словами, кои обессмертят явленное тобою из любви к Нему, в служении, молитве и хвале Ему. И Он сделал слова уст твоих сокровищем твоим у Него. Он есть, воистину, Вседарующий, Наищедрый. Если ты истинно прислушаешься к тому, что явлено тебе в сей миг Моим Верховным Пером, ты воспаришь на крыльях страстного устремления в небеса любви к Господу Дня Завета и во все оставшиеся дни жизни твоей будешь повторять: "Благодарение Тебе, о Желание мира, и хвала Тебе, о Возлюбленный разумеющих. Да будет все бытие жертвой за Твое благоволение, и все сущее в прошлом и в будущем - выкупом за Слово Твое, о Гонимый среди злобствующих, о Ты, в Чьей длани бразды всего сущего на небесах и на земле..."
   В сей День Десница Божественной благодати удалила все различия. Слуги Божии и Его служанки пребывают на одном уровне. Блажен слуга, достигший того, что предписано Богом, и равным образом - лист, движущийся в согласии с дуновениями воли Его. Сие благоволение велико и положение сие возвышенно. Дары Его и щедроты пребывают вечно и очевидно. Кто в силах достойно вознести благодарность Ему за непрестанные щедроты и непрекращающиеся милости?3


Из Скрижали, явленной на арабском и персидском языках


   Жизнью Моей клянусь! Имена служанок, преданных Богу, записаны и занесены Пером Всевышнего в Багряную Книгу. В глазах Бога они превосходят мужчин. Сколь многочисленны герои и рыцари на поле битвы, что лишены Истинного и не приобщились к признанию Его, ты же достигла и получила свою долю.4


Из Скрижали, явленной на персидском языке


   Воистину, Перо Всевышнего свидетельствует о твоем признании Его, о твоей любви к Нему и о том, что ты обратилась к Предвечному Лику во времена, когда мир отверг Его, за исключением тех лишь, кто угоден Богу, Всевышнему...
   Блаженна ты, ибо украсилась узором любви Божией и обрела силы сотворить упоминание о Нем и изречь хвалу Ему. Священная благодать в полноте своей пребывает в могучей длани Бога, да будет Он возвышен. Он дарует ее всякому, кому пожелает. Сколь многие мужи почитали себя прославленными богословами и вместилищами небесных таинств, однако когда посетило их малейшее испытание, они восстали на столь яростное противодействие и отрицание, что Горние сонмы стенали и плакали. Ты же, щедротами Божиими и Его безграничной милостью, достигла сокровенной тайны и тщательно хранимого сокровища. Береги посему, во имя Божие, сие высокое положение и скрывай его от глаз предателей. Слава, сияющая с небосклона Моего Царства, да пребудет на тебе и на всякой служанке, достигшей сияния Моего возвышенного Престола.5


Из Скрижали, явленной на персидском и арабском языках


   Мы молим Бога помочь всем листьям приобщиться к знанию Древа и не лишать себя океана Его щедрости. В сей день не имеют значения возвышенность или скромность положения, богатство или нищета, благородство происхождения, мощь или слабость. Всякий признавший несравненного Возлюбленного обладает истинным богатством и сподобился святости. Ныне при дворе Истинного даже царица мира не стоит и горчичного зерна, ибо хотя она, может статься, и речет от имени Бога, и во всякий день призывает Господа творения из храма своего тела, и тратит во множестве земные сокровища на процветание своего народа, но все же она далека от признания Солнца Его Явления и заграждена от Того Истинного, Коего поминает непрестанно...6


Из Скрижали, явленной на персидском и арабском языках


   На протяжении эпох и столетий многие ожидали Божиего Откровения, однако когда сей Свет воссиял на небосклоне мира, все, за исключением немногих, отвернулись от него. Всякая из служанок, признавшая Господа всех Имен, записана Пером Всевышнего в Книге как одна из сих немногих людей. Вознеси хвалу Возлюбленному мира за то, что помог Он тебе признать Рассвет Его Знамений и Явителя свидетельств Его Славы. Сие - великий дар и щедрая милость. Храни их во имя Истинного...7


Из Скрижали, явленной на персидском и арабском языках
Выдержки  из  Писаний и Речений Абдул-Баха


   От начала бытия и до Дня Обетованного мужчины сохраняли главенство над женщинами во всех отношениях. В Коране явлено: "Мужчины превосходят женщин". Однако в сем дивном Законоцарствии величайшая щедрость Славного Господа стала источником ярких достижений женщин. Явились такие служанки, что превосходят мужчин на поприще знания. Они поднялись с такой любовью и духовностью, что стали истоком излияния на человечество щедрот Державного Господа, и своей святостью, чистотой и качествами духа привели многих на берег единства. Они стали путеводным светочем для блуждающих в пустыне смятения и воспламенили отчаявшихся в сем низменном мире огнем любви к Господу. Таков милостивый знак сей дивной Эпохи, даровавшей силу слабому полу и наделившей женский род мужскою мощью...8


Из Скрижали, явленной на персидском языке


   О служанка Божия! В сем дивном завете, когда Предвечная Красота и Явный Свет,- да будет жизнь моя пожертвована за возлюбленных Его,- взошел на небосклоне многовековых надежд, женщины наравне с мужчинами являют стойкость в Деле Божием и выказывают героизм и мощь бесстрашных мужей. Они вступили на поприще мистического знания и утвердили хоругвь на высотах убежденности. Подобным образом и ты должна свершить великие деяния и выказать высочайшее мужество. Приложи старание и отведай сладости небесного эликсира, ибо сладость любви Божией пребудет до конца, не имеющего конца.9


Из Скрижали, явленной на персидском языке


   Воздай хвалу Господу за то, что из сей расы ты стала первой верующей*, восставшей направлять других. Я надеюсь, что щедротами и милостями Красоты Абхa твой лик воссияет, ты обретешь приятный нрав, благоухания твои распространятся, очи твои пребудут зоркими, слух - внимательным, уста - красноречивыми, сердце преисполнится величайшей благовестью, а душа освежится Божественными благоуханиями, дабы ты могла восстать среди сей расы и заняться воспитанием людей, и наполниться светом. Хотя зрачок глаза черен, но он есть исток света. Таковой пребудешь и ты. Ярким должен быть нрав, а не внешность. Посему с высочайшей уверенностью и убежденностью скажи: "О Боже! Сделай меня ярким светом, сияющим светильником и лучезарной звездой, дабы мне осветить сердца блистающим лучом из Твоего Царства Абха..."10


Из Скрижали, явленной на персидском языке


   Создание женского собрания для распространения знания полностью приемлемо, однако обсуждения необходимо ограничить вопросами воспитания и образования. Сие следует делать в такой манере, чтобы различия день за днем таяли и в конце концов были совершенно уничтожены, а не так, чтобы, не дай Бог, все закончилось ссорой между мужчинами и женщинами. Как и в вопросе о парандже, ничто не должно противоречить мудрости. Каждая женщина должна ныне выбрать такой путь действий, который станет источником вечной славы всего женского рода, дабы все женщины просветились. Путь же сей заключается во встречах, где вы будете учиться учить, в проведении собраний, где будут произноситься священные стихи, в вознесении молитв царству Господа явных знамений и в организации образования для девочек. Подумайте о том, как обучала Джинаб-и-Тахири. Она была свободна ото всякой заботы, и потому - блистательна.
   Теперь мир женщин должен стать духовным миром, а не политическим, дабы стать сияющим. Женщины других национальностей увязли в политических делах. Какая в том польза, и какие плоды сие принесет? Насколько это в ваших силах, вам надлежит заняться предметами духовными, которые помогут возвышению Слова Божиего и распространению Его благоуханий. Ваше поведение должно вести ко всеобщей гармонии, сплочению и процветанию...
   Я пытаюсь, при поддержке и содействии Бахауллы, столь улучшить мир женщин, чтобы все изумились. Сей прогресс должен касаться духовности и добродетелей, человеческих совершенств и Божественного знания. В Америке, в колыбели освобождения женщин, им по-прежнему прегражден путь в политические институты, ибо они идут на конфликты. Им еще предстоит обрести своего члена в Палате Представителей... Вам следует быть спокойными и безмятежными, дабы работа продвигалась с мудростью, иначе наступит такой хаос, что вы бросите все и убежите прочь. "Сие новорожденное дитя за ночь одолевает путь в сотню лет". Говоря кратко, ныне вам следует заняться вопросами сугубо духовными и не препираться с мужчинами. Абдул-Баха тактично предпримет необходимые шаги. Будьте уверены. В конце концов ты сама воскликнешь: "Сие воистину была высшая мудрость!" Я прошу тебя искоренить сии раздоры между мужчинами и женщинами...
   Самостоятельно никто ничего не сможет достичь. Абдул-Баха должен дать одобрение и оказать поддержку.11


Из Скрижали, явленной на персидском языке


   Да будет известно тебе, о служанка Господа, что в учении Бахa женщины считаются равными с мужчинами, ибо Бог создал всех людей по Своему образу и подобию. И мужчины, и женщины в равной мере являют Его имена и свойства, и в духовном плане между ними нет различия. Благословен тот, кто ближе к Богу, не важно, мужчина это или женщина. Сколь многие служительницы Господа, пылкие и преданные, придя под спасительную сень Баха, проявили свое превосходство над мужчинами, превзойдя в славе известнейших мужей земли.
   В Дом Справедливости, однако, в соответствии с ясным текстом Закона Божиего, могут избираться только мужчины*; в сем заключена мудрость Господа Бога, которая вскоре станет ясна, словно в полуденной выси.12


Избранное из Писаний Абдул-Баха. Издательский
Фонд Бахаи "Единение", СПб., 1995, № 38,
сс. 73-74


   И еще в Учении Бахауллы устанавливается принцип равноправия мужчин и женщин. Мир человеческий парит на двух крылах: одно крыло - мужчина, другое - женщина. Птица не взлетит, если оба крыла не будут одинаково сильны. Если одно крыло ослабнет, полет прервется. Когда мир женщин сравняется с миром мужчин во всех добродетелях и совершенствах, наступит истинное преуспеяние и процветание.13


Избранное из Писаний Абдул-Баха, № 227, с. 264


   Поскольку сей век есть век света, очевидно, что Солнце Реальности, Слово Божие, явило себя всему человечеству. Одной из сил, сокрытых в человеческом царстве, были качества и способности женщин. Благодаря сверкающим лучам небесного просвещения, дарования женщины пробудились и стали настолько явными в сей век, что равенство мужчины и женщины ныне - свершившийся факт...
   В сей день человек должен исследовать реальность непредвзято и без предрассудков, дабы достичь истинного знания и сделать верные умозаключения. В чем же может быть неравенство между мужчиной и женщиной? Оба эти создания принадлежат к человеческому роду. Их способности и функции взаимно дополняют друг друга. Самое большее, что можно здесь сказать,- женщина была лишена тех возможностей, которые всегда имел мужчина, особенно это касается привилегии получать образование...
   Истина заключается в том, что все человечество является созданиями и слугами одного Господа, и в Его суждении все мы - люди. Человек - это общее понятие, относящееся ко всему человечеству. Библейское утверждение "Сотворим человека по образу и подобию Нашему" не означает, что женщина не была сотворена. Слова "образ и подобие Божие" относятся также и к ней. В персидском и арабском языках существуют два разных слова, переводимых на английский язык как "человек" или "муж": одно относится к мужчинам и женщинам в целом, другое отличает мужчину от женщины. Первое слово и его местоимения являются общими; второе относится только к мужчине. Такое же разделение существует и в иврите.
   Принимать различия, которые Бог не устанавливал в творении, и следовать им, есть невежество и суеверие...
   Я надеюсь, что знамена равенства будут подняты на всех пяти континентах, повсюду, где оно еще полностью не признано и не установлено. В сем просвещенном мире Запада женщины продвинулись неизмеримо дальше, чем женщины на Востоке. И я вновь скажу: да будет всем известно, что социальный и политический прогресс здесь или в любом другом месте будет невозможен до тех пор, пока мужчина и женщина не признают и не осуществят свое равенство. Ибо мир человеческий состоит из двух частей: одна часть - женщина, другая - мужчина. Счастье и благоденствие человечества, единство человеческого рода может быть достигнуто только тогда, когда эти две части обретут равные силы. И с Божией помощью это должно свершиться.14


"The Promulgation of Universal Peace",
1982 U. S. edition, pp. 74-77


   В наше время человечеству предстоит найти ответ на крайне важные вопросы - вопросы, поставленные этим лучезарным столетием...
   Один из этих вопросов касается прав женщины и ее равенства с мужчиной. В прошлые века бытовало мнение о неравенстве мужчины и женщины - то есть женщина считалась низшим созданием по сравнению с мужчиной, с точки зрения как анатомического строения, так и исходного творческого замысла. Особо неполноценной она считалась в умственном отношении, и повсюду преобладала идея, что её не следует допускать до решения важных дел. В некоторых странах мужчины зашли так далеко, что стали утверждать, будто женщина является более низким существом, чем человек. Но в наш век, век света и раскрытия таинств, Бог, ко всеобщей радости, удостоверил, что всё сие суть невежество и заблуждение; более того, точно установлено, что мужская и женская половины человечества, будучи частями единого человечества, равноценны, а поскольку все принадлежат к одному человеческому роду, то недопустимы никакие различия в оценке их положения. Положение женщины, сложившееся за прошедшие века, обусловлено тем, что ей была закрыта дорога к развитию. Она была лишена права и привилегии образования, и потому оставалась неразвитой. Естественно, не имея такой возможности, она и не могла раскрыть свои таланты. В действительности, однако, Бог сотворил единый род людской, и в разумении Божием не существует различия между мужчиной и женщиной. Он благоволит всякому, кто имеет чистое сердце, будь это мужчина или женщина. Бог не спросит: "Кто ты - мужчина или женщина?" Он судит человеческие деяния. Если они заслуживают одобрения пред порогом Преславного, то и мужчина, и женщина будут равно признаны и вознаграждены.15


"The Promulgation of Universal Peace",
1982 U. S. edition, p. 133


   Мир человеческий состоит из двух половин -мужской и женской. Части эти взаимно дополняют друг друга. Следовательно, ущербность одной половины неотвратимо повлечет за собой неполноценность другой, и совершенство не будет достигнуто. Человеку даны две руки, правая и левая, равноценные в работе и служении. Если одна из них окажется слабой, то этот недостаток, естественно, повлияет и на другую, ибо затронет полноту целого; нормальная работа невозможна, пока обе руки не достигнут совершенства. Если мы говорим, что одна рука лишена силы, то тем самым свидетельствуем о бессилии и ущербности другой руки; для однорукого полноценная работа невозможна. Подобно тому, как физическая полноценность предполагает наличие двух рук, мужчина и женщина, как две половины общественного организма, должны обладать всеми совершенствами. Недоразвитость всякой из них противоестественна; и пока обе не достигнут совершенства, счастье и благоденствие рода людского не наступит.16


"The Promulgation of Universal Peace",
1982 U. S. edition, p. 134


   В прежние времена положение женщины было крайне прискорбным, ибо по традиционным верованиям Востока для женщины лучше оставаться невежественной. Считалось, что женщине предпочтительнее не уметь ни читать, ни писать, чтобы не знать о событиях, происходящих в мире. Считалось, что предназначение женщины - растить детей и вести домашнее хозяйство. Если она стремилась получить образование, это расценивалось как недостаток добродетельности, поэтому женщины превращались в узниц своего дома. Эти дома не имели даже окон во внешний мир. Бахаулла уничтожил эти представления и провозгласил равенство мужчины и женщины. Он заставил уважать женщину, предписав, что все женщины должны получить образование, что образование для обоих полов должно быть одинаковым, и что мужчины и женщины обладают равными правами. В глазах Бога различий между полами нет. Тот, чьи помыслы чисты, чье образование лучше, чьи научные достижения значительнее, кто превосходит прочих в своих благотворительных деяниях,- тот и заслуживает самых широких прав и признания, будь это мужчина или женщина, белый человек или темнокожий; не существует совершенно никакого различия...17


"The Promulgation of Universal Peace",
1982 U. S. edition, p. 166


   Недостаточный прогресс женщины и ее низкий профессионализм обусловлены отсутствием равного образования и равных возможностей. Если бы такое равенство существовало, то, несомненно, она бы совершенно сравнялась с мужчиной в талантах и способностях. Счастье человечества будет достигнуто лишь тогда, когда женщины и мужчины станут действовать сообща и развиваться на равных, ибо каждый из них является дополнением и помощником другого.18


"The Promulgation of Universal Peace",
1982 U. S. edition, p. 182


   Он устанавливает равенство мужчины и женщины. Это установление - отличительная черта учения Бахауллы, ибо все иные религии ставят мужчину выше женщины.19


"The Promulgation of Universal Peace",
1982 U. S. edition, p. 455


   Женщины имеют равные права с мужчинами. Они играют очень важную роль в религиозной и общественной жизни общества. До тех пор пока женщины будут лишены возможности в полной мере развивать свои высшие способности, мужчины не смогут достичь того высокого положения, которое уготовано для них.20


Абдул-Баха. "Парижские беседы". СПб., Издательский Фонд Бахаи "Единение", 1999, с. 117


   В мире людей ... женский пол рассматривается как низший и не наделяется правами и преимуществами, считающимися естественными для другого пола. Подобное различие обусловлено не их природой, а является следствием воспитания. В Божественном Мироздании подобных различий нет. Перед лицом Бога ни один из полов не имеет преимуществ над другим. Почему же тогда один из них должен господствовать над другим, лишая его законных прав и привилегий, как если бы Бог позволил это? Если бы женщины при получении образования пользовались теми же правами, что и мужчины, стало бы очевидным, что они имеют такие же способности к наукам.
   В некотором отношении женщина превосходит мужчину. Она мягче сердцем, чувствительнее и одарена более развитой интуицией.21


Абдул-Баха. Парижские беседы, сс. 140-141


   Божественная Справедливость требует, чтобы в равной степени соблюдались права обоих полов, поскольку в глазах Бога ни один из них не превосходит другой. Достоинство человека в глазах Бога зависит не от пола, а от чистоты и озаренности сердца. Человеческие добродетели даны всем в одинаковой мере!22


Абдул-Баха. Парижские беседы, сс. 141-142


   В эпоху Откровения Бахауллы женщины идут рука об руку и плечом к плечу с мужчинами. Ни в каком отношении они не будут отставать. Они равны в правах с мужчинами. Они войдут во все административные и политические учреждения. Во всем они достигнут такого положения, которое среди людей будет считаться высочайшим, они будут принимать участие во всех сферах жизни. Будьте уверены в этом. Не смотрите на существующие условия; в недалеком будущем мир женщин предстанет во всем блеске и славе, ибо так пожелал Его Святость Бахаулла! Право голоса во время выборов неотъемлемо принадлежит женщинам, и вхождение женщин во все структуры общественной жизни неотвратимо и непременно. Никто не в силах сдержать этот процесс или помешать ему.
   Бывают, однако, некоторые действия, принимать участие в которых недостойно женщин. Например, во время, когда общество предпринимает решительные меры защиты от нападения врагов, женщины исключаются из военных приготовлений. Может случиться так, что однажды воинственные и жестокие племена в ярости нападут на некоторое сообщество людей с намерением истребить его членов; в таких условиях защита обязательна, но задача организовать и осуществить необходимые меры лежит на мужчинах, а не на женщинах - ибо сердца их нежны, они не могут вынести ужасающего зрелища резни, хотя бы даже и ради защиты. От таких и подобных действий женщины освобождаются.
   Говоря о конституции Дома Справедливости, Бахаулла обращается к мужчинам, говоря: "О мужи Дома Справедливости!"
   Однако при выборе его членов право женщин на голосование и изъявление своей воли неоспоримо. Когда женщины достигнут высочайшей степени развития, тогда, в зависимости от требований времени и места и их возросших способностей, они обретут необычайные привилегии. Будьте уверены! Его Святость Бахаулла неизмеримо укрепил дело женщин; права и привилегии женщин - один из величайших принципов Абдул-Баха. Не сомневайтесь! Вскоре настанут дни, когда мужчины, обращаясь к женщинам, скажут: "Благословенны! Благословенны вы! Воистину вы достойны всех даров. Воистину главы ваши надлежит увенчать короной вечной славы, ибо в науках и искусствах, в добродетелях и совершенствах вы стали равными мужчинам, а в отношении нежности сердца и глубины милосердия и сочувствия вы превосходите их".23


Из Скрижали к одному верующему; перевод с персидского опубликован в "Парижских беседах", сс. 159-160


   Ныне женщина Востока добилась прогресса в своем развитии. Ранее в Индии, Персии и во всех восточных странах ее даже не принимали за человека. Некоторые арабские племена вели счет своим женщинам наравне со скотом. В их языке существительное "женщина" означало также и осла; т. е. одно и то же слово применялось к ним обоим, а богатство мужчины оценивалось количеством этих вьючных животных, которыми он владел. Самое худшее оскорбление, которое можно было нанести мужчине, это сказать ему: "Ты - женщина!".
   С момента появления Бахауллы все изменилось. Он покончил с представлением о различии полов, объявив их равными во всех отношениях.
   В прежние времена считалось более разумным, чтобы женщина не умела писать или читать; она должна была заниматься только утомительной однообразной работой. Она была очень невежественной. Бахаулла объявил, что образование женщины важнее, чем образование мужчины. Даже если отец очень образован, но мать при этом невежественна, воспитание ребенка будет неполноценным, ибо оно начинается с молоком матери. Грудной ребенок подобен нежному растению, которому садовник может придать любую форму.
   На Востоке стали давать женщинам образование. В Персии есть женщины, которые освободились через Дело сие, чей ум и красноречие не в силах опровергнуть муллы. Многие из них -поэтессы. Они совершенно бесстрашны...
   Я надеюсь, что женщины Европы достигнут такой же степени прогресса, дабы каждая из них сияла подобно светильнику; дабы они могли провозглашать во всеуслышание царствие Божие; дабы они могли действительно помогать мужчинам; - нет, чтобы они могли превзойти мужчин, стать сведущими в науках и все же быть беспристрастными, чтобы весь мир мог свидетельствовать, что мужчины и женщины имеют абсолютно равные права. Для меня было бы огромной радостью видеть таких женщин. Это полезная работа; с помощью нее женщина войдет в Царствие. Иначе не будет никаких результатов.24


"'Abdu'l-Baha on Divine Philosophy", 1917 edition,
pp. 81-83


   В прошлом миром правили насилие и жестокость, и мужчина, благодаря своим сильным и агрессивным качествам ума и тела, господствовал над женщиной. Теперь положение изменилось -сила теряет свое господство, и властвовать начинают умственная энергия, интуиция и духовные свойства любви и служения, в чем сильна женщина.
   Следовательно, новый век будет веком, когда мужские качества соединятся с достоинствами женщин, или, говоря точнее, это будет век, в котором мужские и женские начала в культуре придут к большему равновесию.25


Дж. Э. Эсслемонт. Бахаулла и Новая Эра.
Екатеринбург, Изд-во Уральского ун-та, 1991, с. 147
Выдержки  из  писем, написанных  от  имени  Шоги  Эффенди


   Будучи должным образом разъясненным, положение женщин в учении Бахаи, несомненно, привлечет большое внимание не только с правовой точки зрения, но и с точки зрения духовности и образования. Наши идеалы настолько высоки и в то же время настолько практичны, что все другие точки зрения померкнут в сравнении с ними.26


7 января 1931 г., Национальному Духовному Собранию Индии и Бирмы


   Относительно Вашего вопроса о членстве во Всемирном Доме Справедливости: имеется Скрижаль Абдул-Баха, в которой Он определенно заявляет, что членство во Всемирном Доме Справедливости ограничивается только мужчинами и что мудрость этого будет полностью явлена и оценена в будущем. Однако в местных, так же как и в национальных Домах Справедливости, женщины имеют полное право членства. Следовательно, они не могут избираться только во Всемирный Дом Справедливости. Бахаи должны принимать это заявление Учителя с глубокой верой в то, что за этим стоят Божественное руководство и мудрость, которые постепенно будут открыты взору мира.27


28 июля 1936 г., одному из верующих


   Что касается членства во Всемирном Доме Справедливости, то Абдул-Баха заявляет в одной Скрижали, что оно ограничивается мужчинами и что мудрость этого в будущем станет ясна, как солнце. В любом случае верующие должны знать, что, поскольку Сам Абдул-Баха определенно заявил, что есть несколько случаев, в которых полы не равны, исключение женщин из Всемирного Дома Справедливости не должно удивлять. Из того факта, что функции полов не одинаковы, нельзя, однако, заключить, что какой-либо пол по природе выше или ниже другого или что они не равны в правах.28


14 декабря 1940 г., Национальному Духовному Собранию Индии и Бирмы
Выдержки  из  писем Всемирного  Дома  Справедливости


   Из писаний Хранителя явствует, что там, где Бахаулла формулирует закон, касающийся отношений между мужчиной и женщиной, он, по принципу  mutatis mutandis, применим также и к отношениям между женщиной и мужчиной, если только контекст не делает это невозможным. Так, в Китаб-и-Агдас мужчине запрещено заключать брак с женой своего отца (т. е. с мачехой), и Хранитель указал, что подобным же образом женщине запрещен брак с ее отчимом.29


28 апреля 1974 г., одному из верующих


   Относительно Ваших вопросов о равенстве мужчин и женщин: это равенство, как часто объяснял Абдул-Баха, является фундаментальным принципом Бахауллы, который должен учитываться при изучении Законов Агдас. Равенство между мужчинами и женщинами не означает, и даже физиологически не может означать тождественности функций. В некоторых вещах женщины превосходят мужчин, для других дел больше подходят мужчины, и в очень многих случаях особенности пола не имеют вообще никакого значения. Различие их функций более всего очевидно в семейной жизни. Материнская функция женщины имеет множество важных следствий, признанных в Законе Бахаи. Так, если у семьи нет возможности дать образование всем детям, предпочтение должно быть отдано дочерям, поскольку матери являются первыми наставниками нового поколения. И, опять же, по физиологическим причинам женщины в определенных условиях освобождаются от поста, что неприменимо к мужчинам.30


24 июля 1975 г., одному из верующих


   Первая проблема, которая должна быть решена,- это как современный мир с его укоренившимися обычаями конфликта может смениться на мир, в котором гармония и сотрудничество будут превалировать.
   Мировой порядок может основываться только на твердом осознании единства человечества; это единство есть духовная истина, подтверждаемая всеми естественными науками. Антропология, физиология, психология - все признают только один человеческий вид, хотя и бесконечно изменяющийся во второстепенных аспектах жизни. Признание этой истины требует отказа от предрассудков, предрассудков любого вида,- расовых, классовых, по цвету кожи, убеждению, национальности, полу, степени материального достатка, всего, что позволяет одним людям считать себя выше других.
   Принятие принципа единства человечества является первой фундаментальной предпосылкой для реорганизации мира и управления им как одной страной, домом для всего человечества. Всеобщее принятие этого духовного принципа необходимо для любой успешной попытки установления мира во всем мире.31


Октябрь 1985 г., к народам мира
Из  писем,  написанных  от  имени Всемирного  Дома  Справедливости


   Общее положение о том, что женщины в Вере равны с мужчинами, является, как не раз объяснял Абдул-Баха, фундаментальным принципом, изложенным Бахауллой, и, следовательно, Его упоминание о "Мужах Справедливости" в Китаб-и-Агдас также должно рассматриваться в свете этого принципа.32


29 июня 1976 г., одному из верующих


   Абдул-Баха утверждает: "В этот Божественный век милости Бога охватили мир женщин. Равенство мужчин и женщин, за исключением некоторых незначительных случаев, было объявлено решительно и недвусмысленно. Различия отныне устранены полностью". То, что мужчины и женщины отличаются друг от друга по некоторым характеристикам и функциям, является неизбежным фактом природы; важным является то, что Он рассматривает существующие случаи неравенства полов как "несущественные".33


8 января 1981 г., Национальному Духовному Собранию Соединенных Штатов


   Вы в значительной мере правы, заявляя, что мужчины и женщины обладают различными качествами, которые заложены в самой их природе. Решение, данное в Учении Бахауллы, как Вы правильно заметили, состоит не в том, чтобы мужчины стали женщинами, а женщины - мужчинами. Ключ к решению проблемы дается Абдул-Баха в Его учении о том, что качества и функции мужчин и женщин "дополняют" друг друга. Разъясняя эту точку зрения, Он говорит, что "новый век" станет веком, "в котором мужские и женские аспекты цивилизации будут лучшим образом уравновешены".34

22 апреля 1981 г., одному из верующих


   Быть может, полезно подчеркнуть, ... что принцип Бахаи о равенстве мужчин и женщин ясно провозглашен в Учении, и то, что их функции в некоторых областях различаются, не отрицает этого принципа.35


23 августа 1984 г., одному из верующих

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.