Литература

Adabiyot

20 Пророки и войны

Когда мы обозреваем мысленным взором историю человечества от глубокой древности до самого последнего времени, то нам очевидно, что люди воюют непрестанно. Войны, имеющие своей причиной религиозные, расовые или политические разногласия, суть следствия человеческого невежества, взаимного недоверия людей друг другу, и все сие происходит от недостатка просвещения. Очевидно, что Божественные пророки являлись к людям, дабы внушить им любовь друг к другу и установить между ними мир и согласие. Пророки были подобны пастухам, ведь пастух печется о том, чтобы уберечь стадо от хищных зверей, собирает его в единое целое, направляет по безопасному пути, следит, чтобы не возникали среди подопечных его вражда и ненависть. Каждый Божественный пастух собирал заблудших овец в единое стадо. Таким пастухом был, например, Святой Моисей. В то время, когда рассеянные колена Израиля скитались в пустыне, он собирал из воедино и, просветив из разум, поднял сей народ на более высокую ступень развития и прогресса, и тогда вышли они из пустыни и пришли в землю обетованную. Он преобразил их бесславие в славу, их бедность в богатство, их пороки в добродетели, и слава этого народа воссияла как солнце в зените, и стало тогда возможным величественное владычество царя Соломона, ибо именно с тех пор слава о народе Израильском разнеслась по земле с Востока на Запад. Посему очевидно, что Святой Моисей был пастырь Божий, ибо Он объединил колена Израиля в сильное и могущественное государство. А потом взошла мессианская звезда Иисуса Христа. Он, Иисус, объявил, что пришел в сей мир, дабы снова собрать воедино рассеявшиеся к тому времени колена Израиля, то есть тех же самых овец, коих пастырем был некогда Моисей. Но Иисус был пастырем уже не одних только евреев, Он объединил также и народы Халдеи, Египта, Сирии, древней Ассирии и Финикии, кои пребывали в состоянии крайней вражды и ненависти по отношению друг к другу и были подобны диким кровожадным зверям. Иисус Христос Святостью Своей собрал из воедино, сплотил Своим учением, скрепил узами взаимной любви, а вражду и ненависть изгнал из их жизни. Поэтому очевидно, что Божественные учения предназначены крепить узы близости между людьми и способствовать возникновению любви и братства между народами. Истинная религия не может быть причиной вражды и противостояния. Если какая-нибудь религия сеет рознь и раздоры, то в этом случае предпочтительнее вообще отсутствие религии. Назначение религии - вдохнуть жизнь в общество и государство. Если же она несет смерть роду человеческому, то ее отсутствие будет лишь благом для людей. Поэтому в наши дни мы должны искать именно Боговдохновенные учения, ибо лишь таковые способны излечить человечество от его недугов. В эпоху, когда полудикие племена арабов кочевали в пустынях, не соблюдая законы ни Божеские, ни человеческие, кровопролитные столкновения были между ними обычным делом, и ни одно племя не чувствовало себя защищенным от угрозы нападения другого. И вот в эти ужасные времена явился к ним Магомет, и собрал Он сих обитателей пустыни воедино, примирил их и связал узами братства, и тогда бы прекратились между ними раздоры и распри, и начал арабский народ развиваться, и расширились владения его далеко на Запад, вплоть до Испании и Андалусии. Из вышеизложенного можно заключить, что утверждение основ Боговдохновенной религии способствует делу мира, а войны возникают по другим причинам. Все сущее держится любовью и влечением друг к другу, поэтому очевидно, что кровопролитные столкновения между представителями разных верований и внутрицерковные расколы, столь характерные для истории религии, возникали вследствие предубеждений, суеверий и слепого подражания внешним формам обрядности, тогда как религия - это истина, а истина всегда одна. Основание религии Господа - это единая и неделимая истина. Различные ее толкования проистекают из позднейших предубеждений, приверженности внешним формам обрядности и суеверий, каковые в свою очередь влекут за собою споры, разногласия, разобщенность и вражду. Если человеческие религии обратятся к основам Боговдохновенного учения, то несомненно они придут ко всеобщему согласию, а тогда и раздоры между ними прекратятся, ибо религия Господа и истина - это одно неделимое целое. Причиной войн бывает также различие по расовым признакам. Сие различие чисто вымышленное, ведь род человеческих един, это одна раса, одно потомство, населяющее один и тот же шар земной. В замысле Творца не предусмотрены расовые различия - француз, англичанин, американец, немец, итальянец, испанец - все они члены одной семьи человеческой. Всяческие разграничения выдумываются людьми и имеют искусственное происхождение. Человечество подобно плодам одного дерева, цветам, произрастающим в одном саду, волнам одного моря. В мире животных ведь нет подобных различий. Овцы, родившиеся на Востоке, мирно уживаются с подобными себе, но рожденными на Западе. Стадо рожденных на Востоке, увидев стадо, пришедшее с Запада, не выразит недовольства, как если бы желало оно сказать: "Сии овцы пришли с Запада, они чужие нам!" Нет, и те, и другие будут мирно пастись на одном и том же пастбище, и не возникнет между ними ни территориальных, ни каких-либо иных конфликтов. Так же и птицы из разных краев, случись им собраться вместе, живут в мире друг с другом. Но если сии добродетели явлены в мире животных, неужто люди лишены их? Ведь человек - воплощение небесных милостей, он наделен исключительной способностью постигать Истину. Неужели расовые предрассудки затмят его разум? Неужели мы отвлечемся от действительно творческой задачи всечеловеческого единения и воскликнем в гордыне неразумной: "Я - немец!", "Я - француз!" или "Я - англичанин!" и на основании сей ложный предпосылки объявим войну друг другу? Боже нас упаси совершить сей грех! Ведь земля - наш общий дом, и все мы - одна семья, поэтому нам следует отринуть любые различия между собою, ибо они искусственны и мнимы и порождают лишь раздоры и вражду. Мы прибыли сюда с Востока и, хвала Господу, видим, что сей процветающий континент наделен благоприятным климатом, и люди, его населяющие, сердечны и обходительны, а правительство справедливо и беспристрастно. Неужели у нас могут возникнуть к этой стране какие-либо иные чувства, кроме любви? Неужели мы скажем: "Поскольку это не наша родина, все здесь отвратительно"? Сказать так означало бы проявить грубое невежество, недостойное человека, наделенного даром постигать истину, каковая в том и заключается, что человечество - это одно целое, одна раса, одна семья, и все люди сотворены равными друг другу. Поэтому различия по расовым признакам или национальной принадлежности должны быть отвергнуты, ибо они способствуют разжиганию вражды и ненависти. Поглядите, что сейчас происходит в Триполи*: там проливается кровь невинных и беззащитных, дети остаются без отцов, а матери и отцы оплакивают гибель возлюбленных чад своих. Но какая же польза человечеству от всех этих жертв? В сущности, никакой. И возможно ли оправдать сие безумие? Домашние животные не выказывают по отношению друг к другу ни вражды. ни ненависти, сие свойственно лишь диким кровожадным зверям. В стаде, состоящем даже из тысячи овец, никогда не случается кровопролития. Бесчисленные виды птиц тоже сосуществуют мирно. Волки, львы и тигры жестоки лишь потому, что это помогает им добывать пищу. Но человеку нет нужды проявлять жестокость, он добывает себе пропитание мирным путем. Поэтому очевидно, что жестокость человеческая обязана своим происхождением лишь алчности, эгоизму и слепой, неразумной ненависти. Сильные мира сего в своих дворцах предаются утехам и купаются в роскоши, а простой народ погибает на поле брани, ибо правители используют его в качестве пушечного мяса. Сколь безжалостны и бессердечны они, изобретая чуть ли не ежедневно все новые и новые средства для уничтожения рода человеческого! Чем можно утолить горе матерей, возрастивших в нежностью и любовью чада свои? Ни днем, ни ночью не знали они покоя, заботясь лишь о том, чтобы выпестовать чада свои! И вот варварство воинственных властителей бывает виною тому, что несметное количество юношей гибнет или получает увечья в течение одного дня! Какая невежественность, какое нравственное убожество! Воистину правители сии хуже, чем дикие звери! Ибо голодный волк похищает из стада всего одну овцу, тогда как тиран честолюбивый обрекает на смерть в каждой битве до ста тысяч душ лишь для того, чтобы, похваляясь своей "доблестью", сказать: "Это я верховный главнокомандующий и это благодаря мне одержана сия великая победа!" Задумайтесь, сколь невежествен доныне род человеческий, сколь непоследователен и противоречив в своих суждениях! Если какой-нибудь простой человек совершает убийство, то, независимо от причин, побудивших его решиться на сие преступление, подвергают этого человека суду и заключают в темницу или казнят, но вот когда жестокий тиран приносит в жертву своему честолюбию сто тысяч душ, его величают военным гением. Человека, укравшего незначительную сумму денег, называют вором и наказывают, а военачальника, отдавшего на поток и разграбление целое царство, провозглашают героем. Сколь же низок и невежествен человек! В Персии, в начале девятнадцатого столетия, множество народов, племен, сект и конфессий жили в атмосфере величайшей вражды и ненависти. В это же время и другие народы Востока пребывали в состоянии дикости и варварства. Фанатики были неистовы и нетерпимы, секты враждовали, расы и племена пылали ненавистью друг к другу, в отношениях между людьми царили настороженность и подозрительность. Человека, лишившего жизни какое-то количество своих ближних, прославляли за героизм и доблесть. Для фанатика почиталось достохвальным деянием убить иноверца. Именно в сии ужасные времена явился Бахаулла, дабы проповедовать свои идеи. Бахаулла провозгласил, что человечество есть единое целое, что все мы слуги Господа, любящего и милосердного. Господь сотворил сей мир, вскормил нас и обеспечил каждого в равной мере всем необходимым, поэтому нет у нас основания быть несправедливыми к ближним и питать к ним недобрые чувства, ибо, поступая так, мы противимся Воле Божией. Господь любит всех нас - как же мы можем ненавидеть ближних наших? Если бы Господь не любил все сотворенное Им, то и не сотворил бы сей мир, и не просвещал бы нас и лишил бы милости Своей. С любящей кротостью относится к нам Господь. Неужели достанет у нас дерзости поставить сиюминутные страсти человеческие превыше мудрости Его? Сие немыслимо, ибо невозможно. Посему да воспоследуем примеру Господа, проникнемся мудростью Его и будет относиться друг к другу с величайшей любовью и заботливостью. Бахаулла возвестил о необходимости Всеобщего мира и учреждении международного трибунала. Свои идеи он излагал в многочисленных письмах, кои распространялись по всему Востоку. Также обращался он письменно к царям и правительствам, стараясь посредством ясных и убедительных доводов внушить им, что лишь благодаря всеобщему разоружению и учреждению международного трибунала обретет человечество счастье спокойной жизни и тем самым истинное величие. Все это происходило около пятидесяти лет тому назад. И вот правители Востока разгневались на Бахауллу, ибо не видели в его увещеваниях и поучениях никакой выгоды на для себя лично, ни для своих подданных. Они ожесточенно преследовали его, бросали в темницы, подвергали пыткам, в частности избивали палками, отправляли в ссылки, и в конце концов заключили в крепость. Так же расправлялись сии правители и с последователями Учения Бахауллы. Двадцать тысяч бахаи отдали жизнь в борьбе за дело мира, дома их были разрушены, имущество разграблено, дети угнаны в рабство, и все же ни один из этих святых мучеников не отрекся от своих убеждений. Бахаи и по сей день подвергаются гонениям, - совсем недавно несколько наших братьев были умерщвлены, и произошло это, нет сомнения, потому, что бахаи не ограничиваются увещеваниями, нет, они прежде всего люди дела и везде всюду прилагают величайшие усилия, дабы воцарился мир во всем мире. В наше время в Персии представители различных вероисповеданий и конфессий благодаря тому, что прониклись мудростью учения Бахауллы, живут в совершеннейшем мире и согласии. Прежние раздоры и распри ушли из их жизни, и ныне они изъявляют величайшую любовь друг к другу, ибо поняли, что все люди суть творения Божии и слуги Его. И осознать сие помогло им учение Бахауллы. Идеи этого учения крайне просты: невежественных следует просвещать, недужных исцелять, незрелых умом опекать, пока не приобретут они достаточный жизненный опыт. Мы не вправе вести себя надменно с невежественными, избегать общения с неопытными и отворачиваться от недужных, - напротив, следует изыскивать для каждого из нуждающихся средство исцеления, дабы все они воссоединились, ибо в этом и заключается промысел Божий. Посему очевидно, что основополагающие принципы Вероучения Бахауллы суть любовь и единение. Если какая-нибудь религия способствует разделению людей, стало быть, суть ее разрушительна, ибо истинно Боговдохновенное учение соединяет, а не разделяет. Однако совершенно недостаточно просто принимать к сведению эти принципы. Ведь всем нам, например, известно, что справедливость - это благо, но сколь немногие преисполнены воли и желания быть справедливыми всегда и во что бы то ни стало. Или вот, например, предположим, что мы задумали построить храм. Но ведь для того, чтобы его построить, благих намерений недостаточно. Нужны средства, нужно умение. Нужно начать строительство и довести его до конца. Каждый из нас считает, что мир во всем мире - это благо, что таковое состояние общества способствует улучшению жизни человеческой, но чтобы сие осуществилось, надобны желание и способность действовать. Действие - вот что всегда существенно. И так как сие столетие есть столетие всеобщего просвещения, люди ныне наделены необычайной энергией. Следует обязательно распространять среди них сии Божественные принципы до тех пор, пока не настанет время действовать. Так и было доныне, а теперь настало благоприятное время и для самих действий. Воистину время и обстоятельства нам благоприятствуют. Все мы знаем, что война - это зло, что она подрывает устои человеческого существования.
*В 1912 году
На примере любого государства сие очевидно. Но я вижу, что Соединенные Штаты Америки - это чрезвычайно прогрессивное государство, у вас справедливое правительство, люди энергичные и предприимчивы, а принципы равенства граждан развиты как ни в каком другом государстве. Посему я надеюсь, что уж если суждено вознестись стягу Величайшего мира в этом мире, то случится сие именно в Америке, ибо сия страна как никакая другая способна сделать первый шаг на пути прогресса человечества. Если попытается сделать сей шаг на пути прогресса человечества. Если попытается сделать сей шаг какое-нибудь другое государство, то рискует оно быть понятым превратно. Например, если первой с мирными инициативами выступит Великобритания, то скажут про нее, что печется сие государство лишь о целостности своих колоний. Если это сделает Франция, заподозрят ее в политических интригах. Если за мир во всем мире станет ратовать Россия, то решат, что она также преследует какие-то своекорыстные цели. То же самое могут сказать и о любом другом современном государстве, и неважно, западное оно или восточное. Только Америку невозможно упрекнуть ни в одном из вышеперечисленных низких побуждений. Ведь ваше государство не имеет, строго говоря, никаких колоний, каковые требовалось бы защищать. Вы не пытаетесь расширить свое жизненное пространство за счет соседних государств, и нет у вас к ним никаких территориальных претензий. Итак, несомненно, что если Америка первая сделает шаг на пути ко всеобщему миру, сие будет повсеместно расцениваться как проявление подлинного альтруизма. И тогда весь мир скажет: "Нет у этого государства иной цели, кроме бескорыстного желания служить на благо человечества". Поэтому я преисполнен надежды, что именно вы, американские граждане, станете глашатаями мира и вознесете стяг всечеловеческого единения. Я верю, что сей стяг вознесется. Выше, выше поднимайте его, ибо вам более чем кому бы то ни было по силам выполнить сию достойную задачу. Люди с нетерпением ждут, когда же раздастся призыв ко всеобщему примирению, они измучены тяготами войны. С каждым годом налоги на вооружение увеличиваются. Человечеству грозит самоистребление, ибо уже сейчас Европа* напоминает пороховой погреб - от случайной искры может вспыхнуть мировой пожар. Давайте приложим совместные усилия, дабы не случилось сие величайшее бедствие. Вы, американцы, должны сделать первый шаг ко всеобщему миру. Ведь очевидно же, что основание и сущность всех Боговдохновенных религий суть мир и согласие, и однако люди продолжают упорствовать в своем невежестве. Чем просвещеннее человек, тем ему яснее, что любая Боговдохновенная религия есть средство к достижению всеобщего мира и единения между народами. В основу всех религий положена сия истина, единая и неделимая. Святой Моисей положил ее в основу своего учения, Святой Иисус вознес ее шатер над всем человечеством, ослепительным светом ее проникнуты все религии. И Святой Бахаулла также провозгласил истину сию и возвестил человечеству о необходимости и возможности Величайшего мира во всем мире. Даже пребывая в темнице, он прилагал усилия, чтобы свет его учения распространялся по всему Востоку. Хвала Господу! все, кто принимает учение Бахауллы суть миротворцы, готовые ради идеи мирного сосуществования пожертвовать своим имуществом и даже жизнью. Так пусть же здесь, на Западе, вознесется стяг всечеловеческого единения, и да узрят его народы во всех концах земли. Америка славится своими научными открытиями и изобретениями, искусствами и ремеслами, справедливым правительством и успехами во всех своих начинаниях, так пускай же сие государство стяжает себе славу еще и тем, что станет глашатаем и провозвестником Мира во всем мире. Да будет сия задача миссией Америки, пусть ее благословенный порыв вдохновит и все остальные народы. Я молюсь за вас, дабы оказали вы сию услугу человечеству.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.