Литература

Adabiyot

10 О Духе Святом

Первоэлементы или, иначе говоря, атомы пребывают в вечном движении, переходя с одной ступени развития сущего на другую.
Давайте на примере минерала рассмотрим, как сие происходит. Атом минерала поднимается в царство растений благодаря тому, что вступает в различные сочетания органических волокон дерева или растения. Из царства растений он перемещается в царство животных и, наконец, в соответствии с законами, управляющими его движением, становится частью человеческого тела. Иначе говоря, он проходит множество промежуточных фаз и состояний сущего, в течение коих вступает в различные сочетания с другими атомами на пути своем. Сие движение первоэлементов имеет постепенный, но всегда поступательный характер, и оно вечно, ибо когда, например, тело человеческое после смерти подвергается процессу разложения, атомы вновь возвращаются в мир минералов, откуда некогда вознеслись на сию возвышенную ступень эволюции. Однако возвращаются они на низшую ступень лишь затем, чтобы начать свое странствие снова.
Сей пример показывает, что частицы сущего постоянно совершают поступательное движение в материальном мире.
В своих неустанных странствиях атом наделяется качествами и свойствами, необходимыми на каждой ступени развития сущего, через которые пролегает его путь. Он обогащает собою царство минералов, соединяющих с родственными ему частицами, в царстве растительном помогает росту органической ткани, в организме животного проявляет первые проблески интеллекта, а в царстве человеческом наделяется уже наивысшими совершенствами, каковые присущи людям.
Формы жизни в мире материальном, в каждом из ее царств, бесчисленны и многообразны. В царстве растений мы находим бесчисленные вариации типов и структур растительной жизни, каждая из коих отличается от другой, и нет между ними двух похожих друг на друга по строению и составу, ибо природа не знает повторений, и способность расти невозможно ограничить какой-то одной формой или сочетанием форм. Например, каждый лист имеет свое, если можно так выразиться, выражение лица, свою собственную индивидуальность. Таким образом можно утверждать, что каждый первоэлемент из бесчисленного множества себе подобных не просто странствует через вышеупомянутые царства и является не только частицей материала, из которого составлены минералы, растения и животные, не только наделяется качествами и свойствами, необходимыми для существования в каждом из этих царств, но также содержит в себе формирующую способность, способность организовывать формы, присущие минералам, растениям и животным. А так как любая из этих форм имеет свою неповторимые достоинства и совершенства, то сии первоэлементы, частицы сущего, выражают возможность бесконечного множества вариаций этих индивидуальных достоинств и совершенств. Ни один атом не обделен этой возможностью, ни об одном из них нельзя сказать, что не дана ему наравне с другими сия возможность. Все они воплощают в себе достоинства и совершенства сущего в царствах его и отражают, как бесчисленные зеркала, свойства и качества форм и организмов. Перемещаясь из царства и царство, атомы проявляют лишь те достоинства и совершенства, каковые необходимы на той ступени развития сущего, на которой царства сии находятся. Так, в царстве минералов они отнюдь не проявляют свойства растительного царства, а в царстве растительном не проявляют свойства минерала, и так далее. Но очевидно же, что каждый из них содержит в себе абсолютно все достоинства и совершенства мироздания. Это весьма сложная и глубокая мысль. Постарайтесь ее понять, ибо в ней заключается истинное объяснение философии пантеизма. Ведь если верить чувственным ощущениям, на которых основывают свои взгляды приверженцы этой философии, пантеизм истинен, ибо каждый атом вселенной, благодаря преобразованиям, в коих он принимает участие, являет в себе все достоинства и совершенства сущего. Поэтому очевидно, что причина и следствие всякого явления - Господь, ибо Он присутствует везде всюду, и по Его Воле существует все, что есть. Сущее возможно и обретает существование лишь благодаря щедрости Его, так же, как луч света, испускаемый светильником, возможен и существует от преизбытка пламени внутри светильника. Иначе говоря, все явления осуществляются благодаря щедрости Господа, и объяснение пантеистического мировоззрения заключается в следующем: сущее получает возможность существовать при посредничестве единой силы, каковая оживляет все, чего не коснется и повелевает всеми вещами и явлениями, - они суть выражения ее энергии и щедрости. Достоинства и совершенства сущего обязаны своим происхождением лишь ей одной.
Поэтому в наставлениях Бахауллы основополагающая заповедь гласит, что мир человеческий един...
Бахаулла учит, что как бы далеко ни продвинулось человечество на пути материального своего развития, оно все еще нуждается в духовных добродетелях и щедрых дарах Господа. Душу человеческую не оживить и не просветить материальными средствами. Никакие открытия в мире материальном не помогут воскрешению души, если она мертва. Только Дух Святой способен оживить душу человеческую и уберечь ее от погибели. Человек поднимается по ступеням эволюции от примитивного физического бытия царств интеллекта, и точно так же душа его совершает восхождение, ибо, развиваясь, обретает она достохвальные нравственные совершенства. И пока человек стремится обрести совершенства сии, до тех пор он нуждается в щедрых дарах Духа Святого. Материальный прогресс можно уподобить ламповому стеклу, тогда как нравственное совершенство и духовная восприимчивость суть лучи пламени внутри этого него погасло. Также и человек, осуществляя материальное свое бытие, нуждается в животворном сиянии Божественных щедрот. Человек мертв, если не касается его веяния Духа Святого. Тело и разум его по видимости живы, но духовно он мертв. Святой Иисус Христос провозгласил: "Рожденное от плоти есть плоть; а рожденное от духа есть дух"*, и сие означает, что нам, дабы заслужить право называться человеком, надобно родиться вторично, но уже духовно. Подобно тому, как младенец входит в сияющий чертог материального мира, так и зрелый, умудренный жизненным опытом муж рождается второй раз в мире духовном. В лоне матери младенец еще лишен истинных радостей физического бытия и даже не подозревает о них, но, родившись, он созерцает чудесную красоту нового для него мира. В лоне материнском он пребывал в неведении и не мог представить себе возможность какой бы то ни было иной формы существования, но вот он переходит из одного мира в другой и открывает для себя и сияние солнца, и цветы, и деревья, и все бесконечное множество даров и благодеяний, уготованных ему Господом. Человек - пленник природы, и пока не коснется его веяние Духа Святого, не ведает он о мире Божественного и пребывает в мире материальном, в мире конечном и несовершенном. Но едва коснется его веяние Духа Святого, как тотчас прозревает он и видит истинное царство духовного, и тесны тогда пределы материального существования, ибо начинает он сознавать бесконечную и нескончаемую щедрость Царства Божия. Поэтому в независимости от того, насколько развит человек физически или интеллектуально, он всегда нуждается и будет нуждаться в совершенствах Божественного мира, в защите и поддержку Духа Святого пред лицем Господа.
*Иоанн,3,6

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.