Литература

Adabiyot

07 Микрокосм и макрокосм

Размышления над сущностью микрокосма приводят нас к выводу, что у него не одна, а целых три сущности. Человек прежде всего существует во внешнем мире, то есть, иначе говоря, физически. Сущность его, выраженная в физическом существовании, принадлежит миру материи, царству животных, ибо она возникла в материальном мире. Поэтому физическая, телесная сущность человека та же, что у животных.
Тело человеческое так же, как и тело животного, подчиняется законам природы. Но человек обладает еще и второй сущностью, каковая по благородству и значимости превосходит сущность физическую. Все те знания, коими мы наслаждаемся ныне, были некогда сокрыты от нашего разума в тайниках природы, сокрыты столь глубоко, что она и сама о них не ведала. И вот человек оказался способен проникнуть в тайны сии и сделал незримое зримым.
Но человек обладает еще и третьей сущностью, духовной, и при ее посредничестве получает он откровения духа. Сия Божественная способность бесконечно проявляется как в умопостигаемом, так и в материальном мире, и наделен ею человек благодаря веянию Духа Святого. Сущность сия вечна и нетленна, и происхождением своим обязана миру сверхъестественного, надприродного, Божественного; благодаря ей мир человеческий озаряется светом, благодаря ей человек причащается жизни вечной, познает свое прошлое и провидит будущее. Это не что иное как сияние Солнца Истины. Духовный мир осиян лучами его, и все Царство озарено сиянием Его. Наслаждается сиянием его и сей благословенный мир, коему нет ни начала, ни конца.
Сия третья сущность, сущность Божественная, выделяет человека из мира материи. Сия сущность принуждает его бежать из мира природы. Именно когда покидает человек мир природы, обретает он эту сияющую сущность, каковая превосходит физическую его ипостась и побуждает стремиться к Божественной бесконечности, отрешаясь от мира суеверий и мнимостей и погружаясь в океан солнечного сияния Истины.
Сие подтверждается не только научными данными, но и свидетельствами нашего духовного опыта.
Когда мы задумываемся, чем обусловлено существование мира явлений, нам очевидно, что все сущее состоит из частиц. Каждая частица сущего пребывает в постоянном движении и проходит через все фазы эволюции материального мира. Я хочу, чтобы вы обратили особенное внимание на это свойство материи. Мы видим, что любой минерал состоит из частиц. Разнообразие форма в материальном мире возникает благодаря бесчисленным перемещениями и сочетаниям отдельных частичек материи. Совершив странствие через мир минералов, такая частичка перемещается в мир растений, то есть поднимается на более высокую ступень эволюции сущего. Сей принцип строения целого из частей, проявляя себя в бесчисленном множестве форм в мире минералов, обусловленных бесчисленным же множеством обстоятельств, способствующих возникновению этих форм, действует затем в мире растений и в мире животных, где его проявления столь же разнообразны, как и в упомянутых выше мирах, но вот, наконец, мы видим его действие уже и в мире человеческом.
Короче говоря, каждый первоэлемент, каждый атом материи проходит все стадии и фазы ее эволюции и на всех этих стадиях обретает новые, более совершенные качества и свойства.
Сей принцип развития сущего выражен изречением одного из великих философов древности, который был наделен Божественной мудростью: "Все во всем". Ибо каждое единичное явление в мире сущего содержит в себе залог Божественного совершенства, и каждое сочетание электронов заключает в себе Божественные и совершенные свойства и качества.
Например, сей цветок был некогда просто горстью земного праха. Животное съест сей цветок, и таким образом элементы, сей цветок составляющие, перейдут уже в мир животных. Человек предаст животное смерти, дабы употребить его мясо себе в пищу, и вот уже то, что было животным, возносится в царство человека, ибо так уж устроен мир явлений: живые существа делятся в нем на тех, кто ест, и тех, кого едят.
Таким образом очевидно, что принцип элементарных частиц, разделяющий материю на единичные и неделимые атомы, проходя через все стадии эволюции ее, присутствует и в существах, наделенных сознанием.
Сии частицы, следовательно, обладают способностью концентрировать в себе энергию и создавать бесконечное число форм, они нетленны и неизменны в сущности своей, ибо материя как таковая неуничтожима, она лишь бесконечно изменяет формы своего существования.
Материя подвержена распаду лишь по видимости, на самом деле она просто переходит из одной формы существования в другую. Рассмотрим это явление снова на примере цветка. Внешняя форма цветка разрушается, но составляющие его элементы неделимы и неизменны. Посему и сущность всякого явления в материальном мире неизменна. Распад, тление - это как бы постоянная смена картин или образов, тогда как холст, на котором картины сии начертаны, вечен, ибо сущность каждого явления не что иное как дар Божий.
Иные полагают, что атрибуты Господа изначально не были присущи Ему, они отрицают безначальность творения. Иначе говоря, сии философы утверждают, что в те времена, когда Господь не обладал Своими божественным атрибутами, люди не имели понятия о Его существовании. Но ведь сии измышления ограничивают сферу Божественного влияния.
Также сии философы говорят, что некогда человечество не существовало, и что настанет такое время, когда оно снова прекратит свое существование. Сия теория тщится доказать, что возможности Господа ограничены и что проявления Божественной деятельности возможно определить посредством научных исследований.
Но ведь если бы не было у огня присущих ему качеств и свойств (жара и света), то мы не могли бы утверждать, что огонь существует.
Также опровергаются и вышеупомянутые измышления. Если было такое время, когда Господь не проявлял свои атрибуты, следовательно, Его не существовало, поскольку атрибуты Господа суть творения Его. Далее, на основании наших рассуждений мы можем утверждать, что Господь есть Творец. Но если мы допустили существование Того, Кто творит, то способность творить не может быть сведена лишь к моменту, когда люди начали сознавать присутствие в их жизни Господа и результаты Его деятельности. Сии атрибуты, каковые мы осознаем постепенно, с необходимостью присущи Господу в соответствии с Волей Его.
Поэтому нет у Господа ни начала, ни конца, и деятельность Его невозможно разделить по степеням развития. Сии ограничения присущи лишь сотворенным вещам и явлениям, но никогда мирозданию как целому, свойственны формам вещей, но не их сущностям. Сияние Господа вечно и могущество Его неослабеваемо. А поскольку могущество Его явлено человечеству с незапамятных времен, мы вправе утверждать, что творение мироздания бесконечно. И когда мы вдумаемся в смысл вышесказанного, нам станет ясно, что Господь нескончаемо щедр и милости Его не имеют ни конца, ни начала.
А самые величественные дары Его людям - это Явители, каждый из коих есть Солнце Истины, ибо лишь благодаря им, Явителям, устанавливается торжество Истины в мире человеческом.
История свидетельствует, что когда люди переставали внимать Явителям, они снова возвращались в животное состояние и даже свой интеллектуальный дар использовали лишь для удовлетворения низменных потребностей. Поэтому и в отдаленном будущем не следует ожидать, что человечество сможет обходиться без Явителей. Явители Господа будут приходить к людям и впредь, ибо Господь бесконечно благ во всех Своих действиях и цели Его столь же многообразны. Если бы мы попытались определить широту и охват Промысла Божия, сие с необходимостью означало бы, что мы осмеливаемся ставить предел Его величию. Сие означало бы, что творение осмеливается судить о Творце своем!
Итак, теперь нам ясно, что совершенный человек зрит сияние Солнца Истины. Совершенный человек ждет с нетерпением, когда снизойдет на него сей лучезарный блеск. Совершенный человек ждет с нетерпением, когда снизойдет на него сей лучезарный блеск. Совершенный человек старается, насколько сие возможно, постигнуть Промысел Божий и способы осуществления тех или иных задач, каковые ставит перед Собою Господь. Совершенный человек осознает однако, что истинность Божественных сущностей не сводится к одному каком-то наименованию, или свойству, или качеству, или действию Господа. Великодушие Его и щедрость Его нескончаемы, и пришествие Явителей не ограничено во времени.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.