Литература

Adabiyot

03 О духе справедливости

Думать о бедных, заботиться о них - самое богоугодное из дел. Ибо наш Небесный Отец любит бедных. Когда Святой Иисус Христос сошел на землю, именно бедные и униженные первыми поверили Ему и последовали за Ним по стезям Его, и тогда стало очевидно, что они ближе Господу, чем кто бы то ни было. И если богатый человек верит в Господа и следует заповедям Его, не очевидно ли, что богатство не препятствует этому человеку шествовать по пути спасения? Наличие богатства является в данном случае как бы проверкой истинности веры этого человека. Но бедные особенно любимы Господом. Их жизнь преисполнена тягот и лишений, и лишь на Господа возлагают они надежды свои. Поэтому вы должны помогать бедным всеми силами и даже жертвуя своей жизнью. В глазах Господа не существует деяния более возвышенного, чем помощь бедному. Духовные качества человека не зависят от обилия земных сокровищ, накопленных им, или от их отсутствия у него. И если человек немощен физически, сие тоже несущественно для Господа, ибо важнее всего духовный мир человека. Нищета побуждает обращаться к Богу. Каждый из вас должен неустанно думать о бедных и оказывать им поддержку. Совместными усилиями старайтесь препятствовать обнищанию ближних. И самое главное - это установить в обществе такие законы, чтобы не было возможности у меньшинства жить в неслыханной роскоши в то время, когда большинство пребывает в крайней нужде и лишениях. Одно из наставлений Святого Бахауллы гласит, что необходимо всем членам общества обеспечить возможность зарабатывать себе на хлеб. Если бы общество последователю этому совету Бахауллы, то не возник бы в нем столь явное имущественное неравенство. Ибо обществу нужен и специалист по финансовым операциям, и фермер, выращивающий скот на продажу, и чернорабочий, - точно так же, как в армии нужны генералы, офицеры и рядовые. Каждый в этом социальном устройстве должен быть сведущ в своей области, зарабатывать себе на пропитание в соответствии со своими склонностями и способностями, но всем должны быть предоставлены равные возможности проявить себя.
Задолго до пришествия Иисуса Христа спартанский царь Ликург задумался над идеей абсолютного равенства подданных в своем государстве. Он разделил спартанский народ на три сословия, из коих у каждого были свои законы и обязанности. Первое сословие составляли земледельцы, второе - ремесленники и торговцы, третье - воины. В соответствии с законами, которые дал своему народу Ликург, воины были освобождены от занятия сельским хозяйством и земледелием. На них была возложена обязанность защищать государство в случае вражеского вторжения. Затем Ликург поделил Спарту на три тысячи равных провинций, и девяти тысячам военачальникам поручил защищать каждую из этих провинций. Таким образом земледельцы, жители этих провинций, чувствовали себя в безопасности, но были обязаны платить налог на содержание воинов, защищавших их. Земледельцам и ремесленникам не нужно было заботиться о защите своей земли и собственности. Воины, в свою очередь, были избавлены от забот о хлебе насущном, ибо имели все необходимое за счет налогов, взимаемых с земледельцев и ремесленников. Дабы сие мудрое государственное устройство существовало вечно, Ликург однажды призвал к себе девять тысяч военачальников и поведал им, что отправляется в длительное путешествие и желает, чтобы до его возвращения Спарта пребывала в том виде, в каком он ее оставляет. Военачальники поклялись хранить верность его законам. Тогда Ликург покинул Спарту, и это была в сущности добровольная ссылка, потому что он уже никогда не вернулся на родину. Таким образом Ликург совершил беспримерный подвиг самопожертвования, дабы между жителями Спарты установилось равенство. Но спустя какое-то время сие государственное устройство все равно развалилось, несмотря на то, что в его основании лежали столь мудрые и справедливые законы.
Ибо главное в людях - это разница в их способностях. Невозможно сделать так, чтобы все люди были похожи друг на друга, чтобы все были во всем равны, чтобы все были, например, одинаково мудрыми. Бахаулла открыл принципиальные законы, соблюдая которые можно наилучшим образом использовать разницу в человеческих способностях и достигнуть совершенного государственного устройства. Если бы сии законы начали действовать, не стало бы в обществе ни богатых, ни бедных. Сие было бы достигнуто благодаря тому, что законодателями использовались бы и подвергалась бы строгому регулированию именно разница в человеческих способностях.
Основой всякого государственного устройства является земледелие. Посему все члены общества должны быть производителями. Так вот каждый, чьи доходы не превышают уровня его производительности, да будет освобожден от налогов. Если же его доходы превышают уровень его потребностей, пусть платит налог, ибо сие справедливо. Иначе говоря, способность человека производить и уровень его потребностей должны быть приведены в соответствие друг с другом посредством налогообложения. Если производительность человека превышает уровень его потребностей, он освобождается от налогов, если же его потребности превышают его производительную способность, пусть получит недостающую ему сумму, достаточную для того, чтобы не чувствовал он себя обделенным. Таким образом налогообложение должно быть пропорционально производительной способности человека, и тогда не будет больше в обществе ни богатых, ни бедных.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.