Литература

Adabiyot

Введение

Я призываю вас всех и каждого в отдельности настроить ваши мысли и чувства на любовь и единство. Если приходит мысль о войне, противопоставьте ей более сильную мысль мира. Да будет побеждена мысль ненависти более могущественной мыслью любви.

 


"Абдул-Баха несет послание мира"
("Сан-Франциско экземинер", 7 октября 1912 г.)
"Апостол мира"
("Нью-Йорк ивнинг стар", 11 апреля 1912 г.)
"Явлен Учитель мира"
("Нью-Йорк у уорлд", 12 апреля 1912г.)
"Один из величайших поборников мира этого столетия"
("Монреаль дейли стар", 11 сентября 1912 г.)

Такие и подобные им заголовки сопровождали Абдул-Баха во время Его трехлетней поездки на Запад. В это время он использовал каждую возможность для того, чтобы говорить Своим слушателям в Европе, Соединенных Штатах Америки и Канаде о необходимости мира. Абдул-Баха выступал в церквях и синагогах, в объединениях по защите мира, в университетах и перед самыми разными группами: антропософами и теософами, атеистами и приверженцами различных религий, учеными, представителями искусства и высокопоставленными государственными деятелями, а также перед отверженными. Проповедь его была неизменной:

"Сейчас не существует большей славы для человека, чем служение делу "Величайшего мира". Мир есть свет, в то время как война есть тьма. Мир есть жизнь, а война есть смерть... Мир приносит просветление в мир людей, война же есть разрушитель созданного человеком".

Но Абдул-Баха не только проповедовал мир как идеал. Всей Своей жизнью Он являл пример мира, любви и единства.

Абдул-Баха, старший сын Бахауллы, основателя веры Бахаи, родился вечером 23 мая 1844 года в Тегеране. В тот же самый час в южном персидском городе Ширазе молодой купец, известный позднее под именем Баб, возвестил о новом религиозном откровении, которое должно было подготовить путь для скорого пришествия пророка всех времен и религий.

Провозвестие Баба с быстротой молнии распространилось по всей Персии, найдя восторженный отклик среди всех слоев населения. Оно буквально взорвало столетние напластования, отягощавшие изначальное учение Ислама. Его социальные постулаты, такие, как равноправие мужчины и женщины, забрезжили как рассвет новой эры и застигли врасплох его современников. Все это не могло не вызвать сопротивления высокопоставленных светских и духовных властителей. Не прошло и шести лет, как Баб был публично казнен в Тебризе в 1850 году. 20 000 его приверженцев после все новых и новых преследований также погибли мученической смертью.

Бахаулла был одним из первых последователей Баба и после Его мученической смерти очень скоро стал наиболее видным представителем общины бабистов. В ходе возобновившихся в 1852 году преследований по приказу Насир ад-Дин Шаха Сиях-Чалья Бахаулла был схвачен и посажен в Тегеране в "Черную дыру" - сырое подземелье, кишащее крысами и насекомыми.

В начале 1953 года Бахауллу сослали в Багдад, куда с Ним отправился Его восьмилетний сын Абдул-Баха, увидевший свободу лишь 55 лет спустя.

В Багдаде в 1863 году, накануне последующей ссылки в Константинополь, Бахаулла открыто объявил Себя Тем, пришествие Которого было предсказано Бабом. Он пришел для осуществления идеи единства человечества, для установления мира во всем мире и для создания долгожданного "Царствия Небесного на земле".

В Своем учении Бахаулла провозгласил единство Бога и. всех религий. Он возвестил, что хотя это откровение в своих социальных и общественных постулатах все в большей мере будет соответствовать потребностям людей и времени, основополагающие духовные истины останутся неизменными и едиными для всех религий. Бахаулла дал подробное толкование предыдущих духовных откровений, которые оставались доселе сокрытыми, а также принципов и критериев, необходимых современному человечеству для преодоления мировых проблем.

В конце концов в 1868 году путь ссылок привел Бахауллу через Адрианополь в Акку, тогдашнее место заключения в Турецкой империи, где он скончался в 1892 году. На протяжении этого времени все больше и больше во всепобеждающей, закаленной страданиями одухотворенности проявлялись те свойства и силы Бахауллы, благодаря которым он заложил основу будущего Своей мировой религиозной общины, провозгласив Своего старшего сына в Своем завещании светлым примером религиозной жизни, толкователем Своего слова и преемником в деле руководства Своими последователями, назвавшими себя общиной бахаи. После смерти Своего отца и принятия на Себя руководства общиной Абдул-Баха по Своему собственному желанию стал именоваться этим выбранным для Себя титулом, означающим "слуга Баха".

Между 1892 и 1908 годами Абдул-Баха вновь подвергся особенно жестоким гонениям за Свою веру, от которых Его освободила Младо-турецкая революция. Очень скоро Абдул-Баха воспользовался обретенной свободой и совершил длительную поездку на Запад. Он посетил новые общины бахаи в Европе и Северной Америке, убедительно провозглашая на основе личного примера принципы новой культуры мира.

В 1913 году Абдул-Баха снова вернулся в Священную страну, где принимал потоки посетителей со всего мира. Окруженный многочисленными почестями, Он покинул сей мир в 1921 году. Необозримое траурное шествие, какого еще не видела досель Священная страна, было не только проявлением почтения, но и знаком любви и согласия между различными религиозными группами и слоями общества. Это было уже доказательством того, что смерть не в силах прервать воздействия Его учения на людей.

Основные принципы гармонического человеческого сосуществования, которым учил Бахаулла, с подкупающей простотой и ясностью раскрыл для Запада Абдул-Баха, в том числе и примером Своей жизни. Предлагаемый вам сборник речей и наставлений о мире позволяет увидеть, к каким огромным пространствам жизни Он обращался. У Абдул-Баха не было намерения исчерпывающе рассматривать затрагиваемые Им темы. Он лишь хотел донести до Своих слушателей в немногих словах всю целостность этих разных сторон жизни, изобразить и восстановить их единство.

В первой части сборника содержится анализ положения дел в мире, а также причин войн, сделанный Абдул-Баха. Вместо того, чтобы направить дар человеческого интеллекта на создание общего блага, "прочное счастье общества... приносится в жертву собственной преходящей наживе." Еще в 1875 году Он говорил о том, что рост вооружений станет непосильным для человечества бременем. В 1911 году Он сравнил Европу с наполненным взрывчаткой арсеналом, взрыв которого охватил бы весь мир. Вскоре после Первой мировой войны Он предсказал Вторую, еще более "жестокую, чем Первая", ибо все еще никто не занимался причинами, порождающими войны. На Парижской мирной конференции в 1919 году большинство присутствующих ограничилось лишь словесными заверениями в пользу мира, предпочитая на деле более узкие собственные интересы своей нации, своего класса или группы, а отнюдь не интересы всего человечества.

Основные причины, порождающие войны, Абдул-Баха видел в "расовых, национальных, религиозных и политических предрассудках; а коренятся же все эти предрассудки в затасканных, глубоко засевших традициях". Современные войны все больше становятся "тотальными" войнами. Чтобы воспрепятствовать этому, нам необходим соответствующий "тотальный" мир, которого мы достигнем лишь в том случае, если будем бороться с причинами войн, исходя из их корней.

"До тех пор пока среди людей не исчезнут предрассудки, будь то религиозные, расовые, патриотические, политические или конфессиональные, мир не станет реальностью"

Первым шагом к миру во всем мире для Абдул-Баха было исследование основополагающих истин различных религий, ведь всякий честный исследователь не обнаружит в них расхождений, ибо "основой всех божественных религий является истина... Истина едина и неделима". Различия между религиями носят более поздний характер, они возникли путем "догматических подделок, подражаний". И если вглядеться в них, то станет ясно, что все религии по своей сути проистекают из одного и того же божественного источника.

Если внимательно подходить к национальным и расовым предрассудкам, то вывод будет таким:

"Весь мир должен рассматриваться как одна страна, все народы - как один народ, все люди - как представители одной расы. Религии, расы и нации - это все лишь преграды, созданные самим человеком..."

Эти принципы, как писал Абдул-Баха в Своем послании к Центральной организации по установлению долгосрочного мира в Гааге, совершенно необходимы для достижения мира:

"Мир во всем мире сегодня важен, но существенным является единство сознания - чтобы сделать прочной основу мира, обеспечить его достижение и укрепить его здание".

"Если бы единство мира человеческого получило прочное обоснование, исчезли бы все конфликты, разделяющие людей. Прекратились бы борьба и войны, и человечество обрело бы покой... Население мира стало бы жить в согласии, и его благоденствие было бы обеспечено".

Наиболее мощной движущей силой на пути к этому единству Абдул-Баха считает несущую обновление этику, а также культуру и социальное развитие, указывающие путь в будущее:

"Ничто в мире нельзя исполнить и даже придумать без единства и согласия, и совершенным средством достижения мира и единства является истинная религия".

"Однако под религией следует понимать то, что ведет через самостоятельное исследование к познанию, а не то, что покоится лишь на подражании "

Абдул-Баха сравнивает осуществление этого единства с получением сплава металлов:

"Единственный способ сделать из этих различных металлов сплав - это поместить их в тигель и, применив высокие температуры, довести до плавления. В нашем тигеле мы применяем огонь Божественной любви".

Длительный мир не может быть достигнут без соответствующего учета внутренних и внешних обстоятельств и условий, существующих в мире. Разнообразные принципы, "которые составляют широчайшую основу для счастья человечества и являются доказательством милосердия Создателя, должны быть приобщены к делу мира и связаны с ним, дабы обеспечить его успех. Иначе трудно достичь мира на земле".  Эти разнообразные принципы и наставления веры Бахаи, на которые Абдул-Баха ссылается в данной цитате, кратко рассмотрены в четвертой и пятой частях этого сборника. Кроме прочего они охватывают:

- уменьшение экономических ограничений с тем, чтобы свободный обмен товарами способствовал всеобщему благоденствию;

- установление универсального вспомогательного языка, который каждый сможет учить наряду со своим родным, чтобы сделать возможным взаимопонимание между всеми людьми;

- равноправие мужчины и женщины, чтобы в грядущих веках уравновесить мужское и женское начало в культуре;

- поощрение воспитания и образования, чтобы все слои общества могли внести свой вклад в процесс его улучшения;

- согласие между религией и наукой, ибо наука без религии ведет к материализму, а религия без науки - к суевериям;

а также:

- создание всемирного третейского суда, куда должны направляться для рассмотрения все спорные вопросы международного характера и решения которого были бы обязательны для всех сторон.

По словам Абдул-Баха, длительный и универсальный мир на нашей планете будет введен в два этапа. Первый шаг - "малый мир" - подразумевает политическое единение человечества. На этот этап приходится всеобщее разоружение - "все правительства мира должны одновременно разоружиться путем всеобщего соглашения", а также создание наднациональных органов, таких, как всемирный третейский суд и международный исполнительный комитет, который бы приводил в исполнение его постановления.

"Если бы наступили такие отрадные обстоятельства, то ни одно правительство не стало бы постоянно накапливать вооружения или производить все новые и новине орудия войны... Тогда каждой нацией на земле управляли бы по чести, и каждый народ чувствовал бы себя в безопасности, жил бы в покое и довольстве".

Малый мир будет достигнут, когда война как средство решения конфликтов между нациями будет исключена. Этот первый шаг означал бы предотвращение угрозы самоуничтожения человечества. Абдул-Баха не умалчивает и об опасностях подобного процесса:

"Вообще говоря, каждая общественная структура, будь она даже инструментом для достижения высшего блага человечества, способна на злоупотребления; ее правильное или неправильное употребление зависит от изменяющихся степеней просвещенности, способностей, верности, честности, самоотверженности и силы воображения тех, кто руководит общественным мнением".

Это приводит непосредственно ко второму шагу осознанному миру. Этот шаг предполагает изменения в отдельном человеке:

"Если достигнута любовь, и сердца людей связаны совершенными духовными узами, то это возвеличивает весь человеческий род, мир становится все более духовным и сияющим, а счастье и покой человечества возвышаются сверх всяких мер".

Здесь мы находим самые прекрасные слова, сказанные Абдул-Баха, своего рода сплав прекраснейших традиций, идущих из всех религий, и, одновременно, новый взгляд на нужды сегодняшнего дня.

"Возвысьтесь же в вашей добродетели, чтобы телу этого мира была ниспослана душа живая, и сберегите это нежное дитя - человечество - до поры его зрелости"

Достижение этой ступени равнозначно созданию "Царства Божиего на земле".

Согласно толкованию Абдул-Баха, в "общественной жизни человечества существуют периоды и ступени.

Некогда оно прожило свое детство, затем - пору юности, а сейчас вступило в долгожданную пору зрелости, доказательства чего открываются нам повсюду. Прежде всего мы наблюдаем развитие материальной цивилизации: спутники связи, компьютеры, а также атомные бомбы, которые могут одним ударом уничтожить целые города и земли.

"Если бы материальная цивилизация была связана с божественной, то это ужасное оружие никогда бы не было изобретено. Напротив, человеческая сила действия могла бы целиком и полностью обратиться на полезные изобретения, сосредоточившись на достойных открытиях"

Абдул-Баха сравнивает материальную цивилизацию с лампадой, тогда как божественную культуру Он называет светом, идущим от этой лампады. Кому нужна лампада, лишенная света? Человеческая цивилизация есть организм, который должен быть пронизан и ведом духом, чтобы исполнить свое предназначение,

Абдул-Баха не удовлетворился, однако, подобными принципиальными соображениями; Им были даны практические наставления, как изменить жизнь в соответствии с этим. Абдул-Баха непрестанно являл Своей собственной жизнью доказательства тому, что эти практические наставления вполне осуществимы: Он прожил жизнь в мире, исполнив завещание Своего отца Бахауллы быть для нас совершенным примером. И жизнь Абдул-Баха дает нам уверенность и убежденность в нашем стремлении изменить к лучшему судьбу человечества, в конечном итоге изменив себя и своим личным примером превратив ее в сияющее будущее. Он Своим примером показал нам очертания жизни, которую в состоянии вести человечество.

"Все явления бытия, следуя присущему им закону, достигают своей наивысшей точки и степени завершенности. После этого наступает новое состояние. Поскольку технология производства вооружения и военная наука достигли весьма высокой степени развития, можно надеяться, что теперь наступит коренное изменение в человеческом мире, и в грядущих столетиях все энергии и изобретения будут использоваться человеком в интересах мира и братства".

Построение общества, где не будет войн, где "волк и овца пьют из одного источника, а лев и теленок пасутся на одном лугу", т. е. объединение различных религиозных направлений и жизнь в согласии, справедливости и благополучии всех рас и наций, может кому-то показаться невозможным. Однако "достижение любой цели обусловлено знанием, волей и действием".

"Отдельные люди, в своих человеческих устремлениях не знающие успокаивающей силы, сочтут эти мысли совершенно невыполнимыми, находящимися по ту сторону того, что может быть достигнуто крайними усилиями человека; однако это не так.

Напротив, благодаря неиссякаемой милости Божией, сердечной доброте тех, кто пользуется Его покровительством, беспримерным стараниям мудрых и способных душ, мыслям несравненных проводников этого века ничто не может рассматриваться как недостижимое. Нужно старание, неустанное старание".

Кент Д. Беверидж

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.