Литература

Adabiyot

51 Шестой принцип - равные возможности в отношении средств к существованию

Париж, Авеню Камоэнса, 4

Один из наиболее важных принципов Учения Бахауллы —

    право каждого человека на хлеб насущный, необходимый для поддержания жизни, и право людей на более равномерное распределение средств к существованию.

     Регулирование условий жизни должно привести к полному исчезновению бедности; необходимо, чтобы каждый, насколько это возможно, имел удобства и благосостояние согласно своему рангу и положению.

     С одной стороны, мы видим вокруг нас людей, отягощенных богатством, с другой — существуют несчастные, которые вынуждены голодать из-за отсутствия средств к существованию; у одних — роскошные дворцы, другие не знают, где преклонить голову. Одни лакомятся дорогими и изысканными блюдами, другие с трудом находят корку хлеба, чтобы утолить голод. Одни одеваются в бархат, меха и прекрасные ткани, другие носят ветхую, дешевую одежду, не защищающую их от холода.

     Такое положение несправедливо, и его нужно исправить. Однако средства для этого следует подбирать с большой осторожностью. Речь не идет об установлении среди людей полнейшего равенства.

     Равенство — это химера! Достигнуть его невозможно! А если бы даже его удалось достичь, оно продлилось бы недолго. Если бы равенство все-таки могло существовать, оно разрушило бы весь порядок в мире. В мире людей всегда должен царить закон порядка. Так распорядились Небеса, создавая людей.

     Есть необыкновенно способные люди, есть люди средних способностей, третьи вообще бездарны. Среди этих трех категорий людей есть порядок, но нет равенства. И как вообще можно уравнять мудрость и глупость? Человечеству, подобно великой армии, нужны генералы, офицеры, младшие офицеры и солдаты; каждый имеет свой определенный круг обязанностей. Для обеспечения правильной организации упорядочение по рангам совершенно необходимо. Армия не может состоять только из генералов и офицеров или только из солдат, без руководящего состава. Это наверняка привело бы к беспорядку и разложению всей армии.

     Ликург, царь и философ, составил великий план с целью уравнять подданных Спарты; мудро и с самопожертвованием начал он этот эксперимент. Он собрал своих подчиненных и заставил их торжественно поклясться в том, что во время его отсутствия они сохранят порядок правления страной, ничего не меняя до его возвращения. Взяв с них эту клятву, он покинул Спарту навсегда. Ликург пожертвовал своим положением, отказался от высокого звания, надеясь путем уравнивания имущества и условий жизни народа обеспечить вечное благополучие в стране. Но его самопожертвование было напрасным. Великий эксперимент не удался. Через некоторое время все нововведения были ликвидированы, а тщательно продуманные законы Ликурга отменены.

     Бесполезность подобной попытки была доказана, и пример древней Спарты показал невозможность установления одинаковых условий существования. В наши дни все подобные опыты также обречены на провал.

     Поскольку одни чрезвычайно богаты, а другие влачат нищенское существование, необходима организация, которая контролировала бы сложившееся положение вещей и принимала меры по его улучшению. Ограничение богатства столь же важно, как и ограничение бедности. Неприемлемы обе крайности, поэтому наиболее желательно умеренное благосостояние1. Если справедливо, что капиталист владеет большим состоянием, то его работники, по справедливости, тоже должны иметь достаточно средств к существованию.

     Не должно быть дельцов с огромными богатствами рядом со страдающими от ужасной нужды бедняками. Если мы видим, что нужда доводит людей до голода, это явный признак того, что кто-то живет за счет другого. Люди должны обратить на это внимание и, не теряя времени, изменить положение, ввергающее в нищету огромное число людей. Богатые должны уделить бедным от своего избытка, они должны смягчать свои сердца и развивать в себе чувство милосердия, чтобы заботиться о тех несчастных, которые страдают от нехватки жизненно необходимых вещей.

     Должны быть введены специальные законы относительно крайностей богатства и бедности. При составлении государственных планов члены правительства должны опираться на законы Бога. Общие для всего человечества права должны соблюдаться и поддерживаться.

     Правительства всех стран должны руководствоваться Божественным Законом, который одинаково справедлив ко всем. Это единственный способ, позволяющий устранить как прискорбное излишество чрезмерного богатства, так и жалкую нищету, унижающую людей и приводящую их в отчаяние. Пока это не осуществлено, Божий Закон не будет исполнен.

Found a typo? Please select it and press Ctrl + Enter.